Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Страница 3

Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание. У старших школьников происходит бурное развитие экзистенциальной сферы. Для них характерны углубленный самоанализ, самооценка всех своих качеств, способностей, поиск ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: для чего я живу? в чем смысл жизни? каково мое место в жизни? что я могу? и т.д. Недаром это период жизни часто называют "философским". Все это вызывает у старшеклассников стремление к самовоспитанию, которым они охотно, однако не всегда умело занимаются, так что им требуется тактичная помощь учителя, взрослого.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: "Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?" - ответила: "Я сама".

У подростка и юноши бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Оно же вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества.

Центральный психологический процесс здесь - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона.

Статусы идентичности - это как бы этапы развития индивидуальности и вместе с тем - типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются. «Особо нужно отметить, что развитие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, странные ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуальные и праксические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стремление к творчеству и т. д.»

В этот период идет выработка ценностных ориентации и целостной системы мировоззренческих взглядов на мир и свое место в нем. Развивается тенденция к обобщению, глубокому внутреннему синтезу имеющихся теоретических знаний, складывается идейная направленность человека, его идеалы. Появившийся ранее интерес к мировоззренческим проблемам сочетается со стремлением устойчиво реализовывать свои убеждения в практических делах и поступках, поскольку деятельность старшего школьника все более регулируется поставленными целями и задачами, обращенными не только к настоящему, но и к будущему. В индивидуальном стиле поведения четко прослеживается определенный способ познания и отношения к миру и самому себе.

Поэтому значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

Мышление выделяется в качестве особой относительно самостоятельной ''теоретической'' деятельности. Систематизированный и обобщённый опыт, а не единичная ситуация, становится основной опорной базой мыслительных операций. Становление словесно-логического и абстрактного мышления характерно для периода ранней юности. Контроль приобретает у старшеклассников окончательную форму в виде акта внимания. Направленный на основное производимое действие, контроль теперь как бы сливается с ним и сообщает ему свои характеристики – направленность на основное действие и сосредоточенности на нем, т. е. обычные характеристики внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Виды образовательных портфолио
Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними. По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называем ...

Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной презентации
Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слух ...

Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru