Проведение урока психологии «Характер и темперамент человека»

Статьи о педагогике » Психолого-педагогическая деятельность в ВУЗе » Проведение урока психологии «Характер и темперамент человека»

Страница 1

Обоснование выбора темы: в отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятий «характер» и темперамент» и их взаимосвязи. Исходя из того, что учащиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данный урок может быть включен в курс «Общая психология», «Психология общения».

При разработке данного урока были использованы работы Р.С. Немова, Е.И. Рогова, А.Г. Маклакова, а также материалы образовательных психологических интернет-сайтов www.flogiston.ru, www.psihology.net, www.psilib.ru и др. Выбор данных источников обусловлен тем, что материал в них изложен наиболее полно, интересно и доступен для учащихся данной возрастной категории.

Аудитория: учащиеся 2 курса. Уровень подготовки – общеобразовательный.

Форма организации урока: монологическое высказывание.

Цель урока: объяснить сущность понятий «характер» и «темперамент», показать их взаимосвязи и различия, дать классификацию, сформировать первоначальные умения определять темперамент человека по ключевым психологическим признакам.

План урока.

Приветствие – 2 минуты.

Изложение нового материала – 40 минут.

Понятие темперамента, история изучения.

Психологические характеристики темпераментов

Проявление темперамента в различных сферах жизнедеятельности человека.

Характер.

Черты характера.

Взаимосвязь характера и темперамента.

Закрепление полученного материала, выводы, ответы на вопросы – 3 минуты.

План-конспект урока

1. Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Еще в Древней Греции врач Гиппократ вывил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Дав в общем правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Научное обоснование дал И.П. Павлов. Он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.

2. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...

Массовые формы методической работы
Педагогические чтения — проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения. Примерная тематика: — орган ...

Особенности использования ЦОР в изучении линий второго порядка на уроках алгебры
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-коммуникационные технологии. Использ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru