С изменением содержания наблюдения и глубины познавательного проникновения в него связано изменение формы восприятия. От схематического целого, нерасчлененного, восприятие и наблюдение ребёнка переходит к целому, основанному сначала на внешней, а затем на внутренней взаимосвязи его частей, сторон, моментов восприятия и наблюдения старшеклассника. Он научается сознательно проверять возникающие у него истолкования воспринимаемого в более или менее систематически организованном наблюдении.
В области психического развития старшеклассники отличаются самосознанием, имеющим выраженную потребность в осознании собственной индивидуальности. Подобный уровень самосознания создает возможность учащемуся осмыслить свои психологические состояния, реакции, поведение и понять механизмы их регулирования и саморегулирования. Уровень их физиологического и психологического развития создает предпосылки для успешного обучения их рациональному расходованию резервов своих жизненных сил, управлению настроением, поведением. Кроме прочего, возрасту ранней юности свойственны типичные внутренние противоречия, сложности в сфере социально-психологической адаптации. В этом возрасте могут наблюдаться немотивированное поведение, аффективные реакции, различные психологические комплексы - рудименты подросткового возраста.
Р.С. Немов, характеризуя период ранней юности, затрагивает также вопросы морали и нравственного самоопределения. Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормами морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.
Ранняя юность — начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.
По данным исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается такой тип ценностно-временной структуры «Я»,в котором наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я» – прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, характерную для ранней юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.
В ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».
Еще о педагогике:
Кадровый состав центра
Общая численность работников-217, из них 106- педагогических работников. Среди них- 75 педагогов дополнительного образования, 8 –педагогов-организаторов, 9-методистов, 14-концертмейстеров. Рис. Педагогический персонал Таблица Нормативно-правовое обеспечение деятельности Методического центра Организ ...
Симптоматика дисграфий
Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила. Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видо ...
Понятие творчества
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Главный критерий, отличающий творчество от производства - уникальность его результата, так как в процессе творчества автор определенные аспекты своей личности. ...