Особенности формирования навыков чтения у детей с ЗПР

Страница 4

У детей младшего школьного возраста с ЗПР оказываются недостаточно сформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого рядя причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

Нарушения чтения очень распространены среди младших школьников с ЗПР. У них наблюдаются следующие виды дислексий:

Фонематическая дислексия. Она вызвана недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. При данной дислексии у детей с ЗПР отмечается существенное недоразвитие устной речи (полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических форм).

Акустическая дислексия. При данном виде отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Акустические нарушения чтения отмечаются как при недоразвитии устной речи (дизартриях, дислалиях), так и при задержках речевого развития.

Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем слова, чаще всего флексий. Аграмматическая дислексия обнаруживается на более поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка.

Семантическая дислексия вызывается двумя факторами: а) недоразвитием звуко-слогового синтеза; б) нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. У детей с семантической нарушениями чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении разделённые на слоги слова. Трудности понимания читаемого определяются и нечёткостью представлений о синтаксических связях между словами в предложении. В этом случае понимание читаемого предложения неточное, оно не соответствует содержанию прочитанного.

Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций зрительного анализа и синтеза, оптико- пространственных представлений. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г, д-л, в-з, р-ь, х-к, ж-к и др.).

Определим частоту встречаемости данных форм дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР (по данным обследования).

1. Акустическая дислексия- 5 случаев (50%).

2. Фонематическая дислексия- 9 случаев (90%).

3.Аграмматическая дислексия- 4 случая (40%).

4. Семантическая дислексия- 5 случаев (10%).

5. Оптическая дислексия- 1 случай (10%).

Чаще всего у младших школьников с ЗПР имеют место фонематическая, акустическая, семантическая и аграмматическая дислексии. Проявляется как литеральная, так и вербальная форма нарушений чтения. В основном встречаются смешанные случаи дислексии (90% обследованных).

Разнообразные нарушения чтения таких детей обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов.

Таким образом, нарушения чтения у детей с ЗПР имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы данного речевого расстройства у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что ещё более усложняет картину нарушений письменной речи при задержке психического развития.

Расстройства навыков чтения у детей с ЗПР характеризуется стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до средних и старших классов.

Результаты контрольного эксперимента

Последним направлением нашей работы было проведение обследования навыков чтения учащихся с задержкой психического развития после осуществления в течение 6 месяцев целенаправленной логопедической работы по устранению разных видов дислексии в рамках контрольного эксперимента.

Экспериментальное изучение проводилось в сравнительном плане. Для этого были выделены две группы испытуемых: экспериментальная (проходила обучение в соответствии с рекомендациями, приведёнными в третьей главе) и контрольная (не проходила специального обучения).

Диагностика навыков чтения, которая осуществлялась в конце учебного года, включала чтение текста Л.Н.Толстого:

Когда я был маленьким, меня послали в лес за грибами. 10

Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. 20

Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался 29

и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, 38

что мне глазам больно стало и я зажмурился. Над моей 48

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Понятие о дисграфии. Дифференциация понятий «дисграфия» и «дизорфография»
В отечественной логопедической литературе исследователи определяют дисграфию и дизорфографию, связывают их с трудностями реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического). Фонетический принцип русского языка: слова пишутся так же, ...

Содержание разностороннего воспитани
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...

Проведение урока психологии «Характер и темперамент человека»
Обоснование выбора темы: в отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятий «характер» и темперамент» и их взаимосвязи. Исходя из того, что учащиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru