Формы обучения

Страница 3

3) подведения итогов и задания на дом (2 - 3 мин).

С середины 70-х годов XX в. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространенные:

уроки-деловые игры;

уроки-пресс-конференции;

уроки-соревнования;

уроки типа КВН;

театрализованные уроки;

уроки-консультации;

компьютерные уроки;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки творчества;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-обобщения;

уроки-концерты;

уроки-диалоги;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии.

Нестандартные уроки, не обычные по замыслу, организации, методике, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия познавательного труда и невысокой результативности.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный урок качественным быть не может.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование (планирование). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Диагностика заключается в “прояснении" всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимальных по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это заключительная стадия подготовки урока. Она завершается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. В плане должны быть отражены:

дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

название темы урока и класса, в котором он проводится;

цели и задачи образования, воспитания и развития школьников;

структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

содержание учебного материала;

методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

задание на дом.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...

Анализ практического применения методики обучения решению текстовых задач алгебраическим способом
Итак, задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и ...

Понятие пространственного мышления
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев обоснованно считал, что "жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным во ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru