Формы обучения

Страница 3

3) подведения итогов и задания на дом (2 - 3 мин).

С середины 70-х годов XX в. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространенные:

уроки-деловые игры;

уроки-пресс-конференции;

уроки-соревнования;

уроки типа КВН;

театрализованные уроки;

уроки-консультации;

компьютерные уроки;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки творчества;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-обобщения;

уроки-концерты;

уроки-диалоги;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии.

Нестандартные уроки, не обычные по замыслу, организации, методике, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия познавательного труда и невысокой результативности.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный урок качественным быть не может.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование (планирование). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Диагностика заключается в “прояснении" всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимальных по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это заключительная стадия подготовки урока. Она завершается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. В плане должны быть отражены:

дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

название темы урока и класса, в котором он проводится;

цели и задачи образования, воспитания и развития школьников;

структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

содержание учебного материала;

методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

задание на дом.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Понятие оценивания в образовании
«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим р ...

Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...

Специфика и функции проблемного обучения
В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии: 1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru