Формы обучения

Страница 2

8. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.

10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

четкое определение задач каждого урока;

рационализация информационного наполнения урока;

внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

творческий подход к формированию структуры урока;

сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной работой учащихся;

обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно-необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, внимательности, работоспособности, самостоятельности и др.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

формирование и развитие у учащихся интересов, творческой инициативы и активности;

изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся;

проведение учебных занятий на “опережающем” уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. В зависимости от того, какие признаки уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам - дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений.

Введем понятие структуры урока, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью и наличием структурных частей.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

От Коменского берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение знаний на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного. Этапами комбинированного урока являются: повторение изученного; изучение новых знаний, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным - на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы урока могут быть комбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

Кроме своего преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически не достает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки освоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой “укороченный” комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей:

1) организации работы (1-3 мин);

2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль и т.д.) (35 - 40 мин);

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Методика формирования нравственности на уроке географии
«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, при ...

Понятие о методах профессионального обучения
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие. Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной систе ...

Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями учитель - ученик
Существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражается в цветовых ассоциациях, а цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Исходя из этого мы можем понять внутреннее эмоциональное отношение учеников к учителю и, главное, о ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru