Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы

Статьи о педагогике » Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка » Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы

Страница 2

М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту:

1) на вставку слов и словосочетаний и 2) творческий диктант с заменами.

Так, Т.А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями». Иногда не совсем правомерно к творческому диктанту относят составление предложений или текстов сзаданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого характера.

С точки зрения проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в 1 – 4 классах, для анализа были взяты следующие комплекты учебников (каждая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1- 4 классов):

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).

В программе по русскому языку (для четырехлетней начальной школы) указано, что «… одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей…». Одной из них признана ценность труда и творчества как осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Особенность данного учебного комплекта – наличие вариантов работ, которые могут быть выполнены посредством компьютера. К такого рода творческим заданиями относятся, например, мультимедийных презентаций по темам урока (можно и в виде опережающего задания»» для представления результатов проектной деятельности.

Канакина В. П., В. Г. Горецкий - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).

Отличительная особенность учебника заключается в том, что в книге для каждого класса большое внимание уделяется нравственному развитию младших школьников, их творческому развитию. Большая часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида (в том числе – и способствующих развитию творческой активности ребенка), так как автор существенное значение придает развитию связной речи учащихся в устной и письменной форме.

В учебном комплекте В. Н. Канакиной есть прекрасные тексты упражнений, которые расширяют представления младших школьников о произведениях классической и художественной литературе, а так же о произведениях устного народного творчества, что способствует развитию читательского кругозора, воспитанию любви к слову и родному языку, расширяют мировоззрение на примерах героев через опыт детей. Это повышает интерес к предмету, позволяет осуществлять межпредметные связи в процессе обучения, а так же мотивировать школьников к изучению русского языка. Материал учебника и методические подходы к его изучению способствуют развитию указанного направления, развивая в то же время и творческие способности детей. Продуманное расположение материала в учебном комплексе позволяет учителю при подготовке к уроку затрачивать минимум времени на поиск дополнительного материала и получить максимально высокие результаты.

Как и в предыдущем учебном комплекте Р. Н. Бунеевой, программа В. П. Канакиной содержит систему упражнений учебника, которые можно использовать с учетом уровня подготовки каждого ученика и, как следствие, увеличение достижений результативности в работе.

Рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов стали дополнением к комплекту, позволяя развиваться творческим способностям школьников. Творческие задания в дидактическом материале заставляют учащихся выбирать тему для сочинения (например, составить дома текст, который требуется закончить определенным выражением; текст-размышление; текст-совет; диалог-прибаутка). Они же способствуют и развитию речи ребенка, поэтому к моменту окончания 1-го класса школы учащиеся легко могут составить различные виды сочинений (по рисункам, по картинам, по воспоминаниям).

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта
Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослабл ...

Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru