Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы

Статьи о педагогике » Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка » Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы

Страница 1

Каждый учебно-методический комплект по русскому языку 1 – 4 класса, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В нем реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы к обучению детей родному языку на деятельностной основе.

Основными понятиями, умениями и навыками в области изучения предмета «Русский язык» учащиеся овладевают в так называемый «букварный период»: они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. После этого необходимо привитие ученикам специфических навыков, которые помогут увеличить активность школьников.

Так же необходимо, чтобы комплект учебников сопровождался заданиями на развитие творческой, поисковой и интеллектуальной деятельности (а не только заданиями повышенной сложности). Ученик должен иметь возможность самостоятельного выбора среди них в соответствии с уровнем его подготовленности, а педагог – планировать и составлять уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого школьника и общий уровень подготовленности класса. В соответствии с нормами образовательного стандарта и указанными требованиями программа учебников по русскому языку должна соответствовать следующим параметрам:

- рассчитывается и на «сильного», и на «слабого» ученика (должно быть дифференцированным»);

- ориентируется на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер;

- способствует развитию познавательного интереса у младших школьников во время урока русского языка;

- развивает творческие способности и самостоятельность учащихся;

- имеет электронное приложение как дополнение учебного материала.

Следовательно, курс русского языка в начальной школе является частью единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко.

Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы. Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.

Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.

Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин, И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».

Нет единого мнения в определении сущности такого вида работы, как творческой диктант, который самим названием как бы подчёркивает свою принадлежность к работам творческого характера. Так, Н.С. Поздняков относит к творческим диктантам два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм(однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление связанных текстов с использованием заранее указанных орфограмм.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода
Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения инос ...

Технология проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов
Задачей этого параграфа является разработка методики проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов, а также выявление показателей эффективности таких уроков. Цель данного экспериментального исследования: рассмотреть ...

Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В сове ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru