В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
Проблематизация учебного материала;
Активность ребенка;
Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
Сталкивает противоречия в практической деятельности;
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
Ставит конкретные вопросы;
Ставит проблемные задачи.
Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрежку) теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.
Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходит к процессу познания, т. е. научить учиться.
Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода нам видится ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.
Идеи ДЖ. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный метод. А недооценка Дбюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были ошибочными.
В конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает:
Владение многозначностью, т. е. умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений;
Умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы;
Умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;
Умение находить главные, ведущие принципы любого явления.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 гг.
В различных учебных заведениях его учениками и последователями - американскими педагогами Е. Пархерс и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний был сужен.
Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П.Павлову). По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворных источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проктом по Кильпатрику является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» , с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В.Кильпатрик выделил четыре типа проектов:
Воплощение мысли во внешнюю форму.
Получение эстетического наслаждения.
Решение задач, разрешение умственного затруднения, проблемы.
Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
По мнению Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой –либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников(IV тип проекта). Таким образом , все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений т.е. с их учением. С другой стороны , интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея Кильпатрика о построении учебного процесса с учетом только интересов ребенка не целесообразна.
Еще о педагогике:
Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей
подросткового возраста
Гипотеза будет изменена!! В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: театрализованные игры будут являться средством эффективного развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условиях: ненасильственность общения; положительный характер обратной связи; неконкурентный ...
Программа деятельности социального педагога в ДОУ
Смысл программы деятельности социального педагога сводится к следующему: 1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам: - конфликтные; - педагогически несостоятельн ...
Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в
ДОУ
В настоящее время, в условиях социальных реформ в системе образования, одной из важнейших задач становится повышение эффективности и качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Современные условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педаг ...