Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

Статьи о педагогике » Организация метода проектов в начальной школе » Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

Страница 2

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

Проблематизация учебного материала;

Активность ребенка;

Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

Сталкивает противоречия в практической деятельности;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

Ставит конкретные вопросы;

Ставит проблемные задачи.

Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрежку) теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходит к процессу познания, т. е. научить учиться.

Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода нам видится ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.

Идеи ДЖ. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный метод. А недооценка Дбюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были ошибочными.

В конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает:

Владение многозначностью, т. е. умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений;

Умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы;

Умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;

Умение находить главные, ведущие принципы любого явления.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 гг.

В различных учебных заведениях его учениками и последователями - американскими педагогами Е. Пархерс и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний был сужен.

Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П.Павлову). По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворных источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проктом по Кильпатрику является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» , с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В.Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

Воплощение мысли во внешнюю форму.

Получение эстетического наслаждения.

Решение задач, разрешение умственного затруднения, проблемы.

Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

По мнению Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой –либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников(IV тип проекта). Таким образом , все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений т.е. с их учением. С другой стороны , интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея Кильпатрика о построении учебного процесса с учетом только интересов ребенка не целесообразна.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...

Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализир ...

Учитель ИЗО - художник и педагог
Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимается слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразите ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru