Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе

Страница 1

В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа:

1) этап обобщения;

2) этап укрупнения;

3) этап фиксирования созданной структуры содержания.

На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления и т.п.) и устанавливаются связи (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные) между ними, которые, в свою очередь, являются такими же значимыми дидактическими единицами.

Второй этап предполагает укрупнение дидактических единиц, а третий-фиксирование укрупненных дидактических единиц в виде знаково-символьных структур (концептов, фреймов, блок-схем и т.п.).

Что касается этапа фиксирования, то ряд авторов считают, что фиксирование укрупненной информации должно осуществляться "одновременно в четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном" или при помощи всего "доступного арсенала математической символики (числа, буквы, формулы, стрелки, геометрические фигуры и т.д.)". Однако, по нашему мнению, эти подходы не имеют достаточной теоретической базы. Нельзя ставить в один ряд понятия "рисунка", "числа", "символа" и "слова", ибо между этими понятиями существует иерархическая, а не формальная связь. Наиболее ёмкое понятие ─ "символ". Не рассматривая теологической сути этого понятия, обратимся лишь к его рационалистической роли, соглашаясь, что "символ ─ самое удобное средство концентрации знания и психопедагогических импульсов разнотипного опыта людей".

В отечественной философской мысли, детально раскрывающей понятие "символа", есть, на наш взгляд, совпадение терминологии философской и терминологии дидактической: "обобщение", "упорядоченная модель", "структура", "смысл" и т.п. По мнению С.Н. Булгакова, "символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура понятия, иногда целой совокупности понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма".

Поскольку в нашем исследовании нас интересуют не только знания, факты и явления, но и связи между ними, то для нас принципиально то, что "символ значит посредник, знак и вместе с тем связь". Символ, по мнению Н.А. Бердяева, является более ёмким и более простым, нежели понятие. "Где кончается компетенция понятия, там вступает в свои права символ". Именно символ является " обобщением с высочайшей ступенью абстракции". А вот как описывает признаки символа А.Ф. Лосев:

"1. Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который её конструирует и модельно порождает.

Символ вещи есть её обобщение. Однако это обобщение не мертвое, не пустое, не абстрактное и не бесплодное, но такое, которое позволяет вернуться к обобщаемым вещам, внося в них смысловую закономерность.

Символ вещи есть её закон, но такой закон, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их импирическую конкретность.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Диагностика протекания адаптационного процесса детей шести лет к обучению в школе
Объектом исследования являлись ученики в количестве 20 человек МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района посещавшие подготовительные к школе курсы и зачисленные этим же составом в 1А класс. Результаты обследования представляются в виде количественных оценок, которые получает ребенок за каждое за ...

Разновидности учебных планов
Для планирования учебного процесса используются три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности): Базовый учебный план – определение трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения по данной специальности; Рабочий учебный план – определение учебной нагрузки и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru