Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе

Статьи о педагогике » Место опорного конспекта в процессе изучения психологии » Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе

Страница 2

Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи, однако данная в виде общего принципа её смыслового конструирования, в виде порождающей её модели.

Символ вещи есть её внутренне-внешнее выражение, но оформленное согласно общему принципу её конструирования.

Символ вещи есть её структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры".

Очевидно, что именно символический код играет наиболее важную роль в этапе фиксирования укрупненных дидактических единиц. Главным дидактическим приёмом создания символа является метафорический перенос значения понятий по сходству. Данный принцип сформулирован П.А. Флоренским и вполне применим в дидактике.

Опыт показывает, что наиболее ёмкими и одновременно легко усваиваемыми графическими символами являются те, которые носят архетипический характер, например, символ "древа". Известно, что на определённом этапе развития детской психики образ древа доминирует в создаваемых детьми рисунках, что выявляет особый психологический "тест Коха". Опыт показывает, что образ древа или его изоморфа наиболее часто используется школьниками при выполнении проектного творческого задания по самостоятельному созданию графического чертежа укрупнённых знаний.

Эффективность применения кодирования информации при помощи графического " генеалогического древа" раскрыл Дж. Хамблин.

Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.

Используя крупноблочную опору (концепт), опорный конспект, преподаватель должен помнить о том, что "учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают, 26% от того, что они слышат, 30% от того, что они видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают, 95% от того, чему они обучают сами". Необходимо варьировать формами работы с концептом (конспектом), из числа которых можно выделить основные:

лекционное объяснение по опорному конспекту;

перерисовывание (заполнение, раскрашивание) конспекта;

проговор по опорному конспекту у доски;

проговор в парах по опорному конспекту;

зачет по опорному конспекту;

выполнение упражнений по образцу с использованием опорного конспекта;

нахождение ошибок в "деформированных" опорных конспектах;

самостоятельное составление и защита опорных конспектов (как с применением методов проектов, так и без).

Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию преподавателя и при наличии примерных ориентиров составляться студентами. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать и осмысливать текст по заголовку
Эксперимент проводился во втором классе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 школьников из этого класса. Цель эксперимента: провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста, понимать содержание художественного текста на основе ра ...

Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализир ...

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru