Развитие организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере

Статьи о педагогике » Развитие организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которой активно занимаются воспитатели, психологи и социальные педагоги, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

Теория и практика исследования саморазвития подростков в детских оздоровительно-образовательных лагерях выявили ряд противоречий. Во-первых, с одной стороны, летний оздоровительный лагерь предоставляет возможность вырваться из-под жесткого контроля школы и опеки семьи, подчас подавляющих стремление подростка к саморазвитию. В условиях лагеря ребенок оказывается в ситуации свободного выбора общения, действий и поступков, форм творческой деятельности, способствующих саморазвитию личности. С другой стороны, мы наблюдаем отрыв от семьи и школы, от привычных взаимоотношений, от устоявшегося мироощущения, где любые проблемы, возникающие на пути подростка, разрешаются при поддержке взрослого, и попадание в новую среду жизнедеятельности, требующей самостоятельности и принятия собственных решений. Подобная смена "миров" не может не влиять на психологическое состояние подростка. В связи с этим возникает необходимость создания условий для творческого саморазвития подростка при минимальном эмоционально-психологическом дискомфорте.

Во-вторых, с одной стороны, педагогика каникул направлена на развитие "самости", индивидуальности каждого подростка, на самоактуализацию. С другой стороны, ребенок находится в состоянии постоянного коллективного проживания и ощущает на себе его влияние, поскольку действует согласно коллективным законам, действующим в летнем оздоровительном лагере. В связи с этим возникает необходимость нового содержания деятельности, специальных форм и методов педагогического сопровождения ребенка, чтобы не ущемлять его стремление к саморазвитию в условиях коллективности.

Подростковый возраст - возраст интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Переживания подростка отличаются от переживаний младшего школьника более обобщенным характером. Имея больший социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, выразить их, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он определяет природу своих трудностей и понимает, что ему может помочь.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что организаторские способности в подростковом возрасте необходимо развивать вследствие того, что в условиях общественных преобразований значительные требования предъявляются к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения, к развитию социальной компетентности. Организаторские способности проявляются в умении убеждать людей, объединять их для достижения определенной цели. Таким образом, организаторские способности, как и коммуникативные, на наш взгляд, могут рассматриваться как важнейший структурный компонент социальной компетентности.

Организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей

Цель исследования: исследование работы социального педагога, направленной на развитие организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать детский оздоровительный лагерь как учреждение дополнительного образования и воспитания;

выявить основные направления работы социального педагога в детском оздоровительном лагере;

рассмотреть возрастные особенности подросткового возраста;

охарактеризовать особенности развития организаторских способностей подростков;

выявить методики, направленные на изучение организаторских способностей подростков;

разработать программу развития организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: процесс развития организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых Л.А. Венгера, Ф. Райе, А.Л. Готсдинера, Э.А. Голубевой, В.А. Крутецкого, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, Л.Д. Столяренко, В.Э. Чудновского, Л.И. Уманского, Т.В. Драгуновой, А.Ф. Шадура, И.Н. Андреевой и др.

Методы исследования: Мониторинг материалов печатных и электронных специализированных изданий, анализ документации социального педагога, социально-педагогическая диагностика и др.

Информационная база исследования:

1. Печатные и электронные деловые и специализированные издания.

2. Аналитические обзорные статьи в прессе.

3. Результаты исследований статистических организаций.

4. Интервью с производителями и другими участниками рынка.

Научная новизна исследования. В работе проанализированы теоретические аспекты развития организаторских подростков для чего использованы различные источники.

Автор, изучив особенности подросткового возраста, а также, методологическую базу по исследуемой проблеме, разработал программу развития организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в дипломной работе, материалы программы по работе социального педагога в детском оздоровительном лагере могут быть учтены в организации подготовки социальных педагогов к работе в лагере, а также в деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей.

Еще о педагогике:

Связь речи и мышления
Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна ...

Оценка на уроке иностранного языка
Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основным компонентом содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Оценка на уроке иностранного языка в начальной школе ...

Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru