Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности » Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Страница 1

В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников.

Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. При чем для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, большую роль играют и широкие социальные мотивы. Каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Значимую роль в формировании учебной мотивации младших школьников играет не только учитель, школа, но и родители.

В связи с этим в гимназии №9 г. Красноярска проводятся тематические родительские собрания, на которых родителей знакомят с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, а учителя раскрывают их роль в формировании положительной учебной мотивации детей. При необходимости проводится индивидуальная работа с родителями.

Работа с учениками ведется как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей. Анализируется значимость изучения предметов, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. В проведении внеклассных мероприятий активно участвуют и родители.

Т.М. Головастикова, учитель высшей категории прогимназии «Кристина», г. Томска работает по программе «Школа 2100». Она стремится к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному развитию.

Важной задачей в рамках системы обучения, выбранной Т. М. Головастиковой, является создание яркого, положительного образа предмета.

Так на уроках обучения грамоте большую помощь для формирования положительного образа предмета оказывают «буквы-человечки». Учитель вместе с учениками создала наборные полотна с одеждой для букв-человечков. Они «оживили» их и поселили в особом мире – мире сказки. Потом появилась «страна человечков», в которой с ее жителями происходят различные приключения. Так дети начинают задумываться о русском языке, его тайнах и загадках.

Т.М. Головастикова считает, что многие проблемы в обучении можно решить, подружив ребенка с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. На уроке литературного чтения присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами и с использованием разных материалов. Ученики ведут с ними диалоги, дают советы, утешают, поздравляют.

В работе с художественным текстом Т. М. Головастикова отводит важную роль прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку. Неожиданные концовки и ответы вызывают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребенка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора. Домашние задания часто предлагаются на выбор: кто-то учит отрывок, кто-то приносит иллюстрацию, кто-то сочиняет продолжение рассказа, кто-то придумывает загадку и т. п.

На уроках Т.М. Головастикова часто использует коллективные формы работы на уроках. Это оживляет педагогический процесс, помогает раскрыться личности каждого ребенка. В результате такого труда создаются сценарии мероприятий, коллажи и т. д. Ученики Т. М. Головастиковой очень любят создавать коллективные сказки с продолжением, сказки-путаницы, считалки. Учитель хвалит их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это стимулирует детей к дальнейшему творчеству.

Коллектив учителей начальных классов школы №19 г. Томска использует театральное искусство – кукольный театр – в качестве средства формирования учебной мотивации через включение игровой деятельности в учебный процесс. Именно куклы помогают детям адаптироваться к школе и безболезненно для психики перейти от игры к учебе.

За годы обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с куклами картинного, теневого театра, с пальчиковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Самые любимые куклы детей – тростевые. С ними сложно работать, но детей привлекают их неограниченные двигательные возможности. Куклы используются почти на каждом уроке. Дети делают их сами, под руководством учителя.

Театр картинок очень прост и легок, этим видом театра занимаются в основном первоклассники. Пальчиковый театр в этой школе используют тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Перчаточный театр наиболее сложный, им занимаются четвероклассники. Особенно удачно применение кукол на уроках литературного и внеклассного чтения.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников
Прежде чем говорить об особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста рассмотрим понятие «ценностные ориентации» личности. Итак, каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru