Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности » Анализ опыта учителей начальных классов по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Страница 1

В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников.

Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. При чем для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, большую роль играют и широкие социальные мотивы. Каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Значимую роль в формировании учебной мотивации младших школьников играет не только учитель, школа, но и родители.

В связи с этим в гимназии №9 г. Красноярска проводятся тематические родительские собрания, на которых родителей знакомят с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, а учителя раскрывают их роль в формировании положительной учебной мотивации детей. При необходимости проводится индивидуальная работа с родителями.

Работа с учениками ведется как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей. Анализируется значимость изучения предметов, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. В проведении внеклассных мероприятий активно участвуют и родители.

Т.М. Головастикова, учитель высшей категории прогимназии «Кристина», г. Томска работает по программе «Школа 2100». Она стремится к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному развитию.

Важной задачей в рамках системы обучения, выбранной Т. М. Головастиковой, является создание яркого, положительного образа предмета.

Так на уроках обучения грамоте большую помощь для формирования положительного образа предмета оказывают «буквы-человечки». Учитель вместе с учениками создала наборные полотна с одеждой для букв-человечков. Они «оживили» их и поселили в особом мире – мире сказки. Потом появилась «страна человечков», в которой с ее жителями происходят различные приключения. Так дети начинают задумываться о русском языке, его тайнах и загадках.

Т.М. Головастикова считает, что многие проблемы в обучении можно решить, подружив ребенка с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. На уроке литературного чтения присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами и с использованием разных материалов. Ученики ведут с ними диалоги, дают советы, утешают, поздравляют.

В работе с художественным текстом Т. М. Головастикова отводит важную роль прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку. Неожиданные концовки и ответы вызывают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребенка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора. Домашние задания часто предлагаются на выбор: кто-то учит отрывок, кто-то приносит иллюстрацию, кто-то сочиняет продолжение рассказа, кто-то придумывает загадку и т. п.

На уроках Т.М. Головастикова часто использует коллективные формы работы на уроках. Это оживляет педагогический процесс, помогает раскрыться личности каждого ребенка. В результате такого труда создаются сценарии мероприятий, коллажи и т. д. Ученики Т. М. Головастиковой очень любят создавать коллективные сказки с продолжением, сказки-путаницы, считалки. Учитель хвалит их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это стимулирует детей к дальнейшему творчеству.

Коллектив учителей начальных классов школы №19 г. Томска использует театральное искусство – кукольный театр – в качестве средства формирования учебной мотивации через включение игровой деятельности в учебный процесс. Именно куклы помогают детям адаптироваться к школе и безболезненно для психики перейти от игры к учебе.

За годы обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с куклами картинного, теневого театра, с пальчиковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Самые любимые куклы детей – тростевые. С ними сложно работать, но детей привлекают их неограниченные двигательные возможности. Куклы используются почти на каждом уроке. Дети делают их сами, под руководством учителя.

Театр картинок очень прост и легок, этим видом театра занимаются в основном первоклассники. Пальчиковый театр в этой школе используют тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Перчаточный театр наиболее сложный, им занимаются четвероклассники. Особенно удачно применение кукол на уроках литературного и внеклассного чтения.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Моторная алалия
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В ш ...

Анализ содержания школьных учебников по астрономии
Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru