В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников.
Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. При чем для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, большую роль играют и широкие социальные мотивы. Каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Значимую роль в формировании учебной мотивации младших школьников играет не только учитель, школа, но и родители.
В связи с этим в гимназии №9 г. Красноярска проводятся тематические родительские собрания, на которых родителей знакомят с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, а учителя раскрывают их роль в формировании положительной учебной мотивации детей. При необходимости проводится индивидуальная работа с родителями.
Работа с учениками ведется как через содержание учебного материала, так и с помощью межпредметных связей. Анализируется значимость изучения предметов, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. В проведении внеклассных мероприятий активно участвуют и родители.
Т.М. Головастикова, учитель высшей категории прогимназии «Кристина», г. Томска работает по программе «Школа 2100». Она стремится к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному развитию.
Важной задачей в рамках системы обучения, выбранной Т. М. Головастиковой, является создание яркого, положительного образа предмета.
Так на уроках обучения грамоте большую помощь для формирования положительного образа предмета оказывают «буквы-человечки». Учитель вместе с учениками создала наборные полотна с одеждой для букв-человечков. Они «оживили» их и поселили в особом мире – мире сказки. Потом появилась «страна человечков», в которой с ее жителями происходят различные приключения. Так дети начинают задумываться о русском языке, его тайнах и загадках.
Т.М. Головастикова считает, что многие проблемы в обучении можно решить, подружив ребенка с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. На уроке литературного чтения присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами и с использованием разных материалов. Ученики ведут с ними диалоги, дают советы, утешают, поздравляют.
В работе с художественным текстом Т. М. Головастикова отводит важную роль прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку. Неожиданные концовки и ответы вызывают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребенка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора. Домашние задания часто предлагаются на выбор: кто-то учит отрывок, кто-то приносит иллюстрацию, кто-то сочиняет продолжение рассказа, кто-то придумывает загадку и т. п.
На уроках Т.М. Головастикова часто использует коллективные формы работы на уроках. Это оживляет педагогический процесс, помогает раскрыться личности каждого ребенка. В результате такого труда создаются сценарии мероприятий, коллажи и т. д. Ученики Т. М. Головастиковой очень любят создавать коллективные сказки с продолжением, сказки-путаницы, считалки. Учитель хвалит их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это стимулирует детей к дальнейшему творчеству.
Коллектив учителей начальных классов школы №19 г. Томска использует театральное искусство – кукольный театр – в качестве средства формирования учебной мотивации через включение игровой деятельности в учебный процесс. Именно куклы помогают детям адаптироваться к школе и безболезненно для психики перейти от игры к учебе.
За годы обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с куклами картинного, теневого театра, с пальчиковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Самые любимые куклы детей – тростевые. С ними сложно работать, но детей привлекают их неограниченные двигательные возможности. Куклы используются почти на каждом уроке. Дети делают их сами, под руководством учителя.
Театр картинок очень прост и легок, этим видом театра занимаются в основном первоклассники. Пальчиковый театр в этой школе используют тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Перчаточный театр наиболее сложный, им занимаются четвероклассники. Особенно удачно применение кукол на уроках литературного и внеклассного чтения.
Еще о педагогике:
Проблема изучения стиля педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Совре ...
Методы диагностики состояния здоровья школьников
В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам . 1. Физическое развитие школьника. Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здор ...
Динамика анатомо-физиологического
развития детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется ...