Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого инновационного комплекса по разработке учебных занятий на основе индивидуально - ориентированной системы обучения Яруловым А.А. Выделим основные аспекты на которые мы ориентировались в построении своей модели.
Индивидуально–ориентированная система обучения как способ управления изменениями практики общего образования разрабатывается, апробируется и внедряется в систему общего образования Красноярского края с 1994 года.
По своей сути ИОСО — психологическая система, направленная на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков. Опираясь на психологические закономерности организации обучения, технология ИОСО создает условия для развития и формирования позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности, когда ученик как субъект учебного процесса.
Технологией ИОСО предусмотрено деление учебного процесса на два блока:
блок изучения нового материала, так называемый «лекционный»;
блок самостоятельной работы, так называемый «лабораторный».
В основу данного деления на блоки положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения.
На первом уровне обеспечивается понимание (осознание, осмысление, обобщение). На втором - усвоение (разнообразные виды повторения), а на третьем - применение (формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение).
Исходя из данной психологической закономерности, учебный процесс при индивидуально-ориентированной системе обучения мы условно разделяем на два этапа:
1 этап — понимание (в ИОСО — блок изучения нового материала). Ключевая роль на этом этапе принадлежит учителю, который при объяснении новых знаний демонстрирует учащимся собственное понимание, усвоение и применение излагаемого им учебного материала. Психологический смысл данного требования заключается в умении педагога осуществить перевод (переформулирование) содержащейся в тексте (учителя, учебника) информации с языка, на котором он изложен, на язык самого учащегося (внутренний опыт ребенка). Именно так рассматривается в психологии процесс понимания. Сравнение процесса понимания с перекодированием, с переводом с одного языка на другой довольно точно раскрывает его специфику.
2 этап — усвоение, применение (в ИОСО — блок самостоятельной работы). Здесь ключевой фигурой является ученик, который после ознакомления с материалом должен осуществить его активную смысловую переработку, включить новый материал в имеющуюся систему знаний, запомнить и сохранить усваиваемый материал и на этой основе осуществить применение полученных знаний, умений и навыков.
На данном этапе меняется позиция учителя. Продолжая выступать «переводчиком» (но уже не на уровне коллектива, а на индивидуальном уровне), помогая усвоить непонятое отдельным ученикам, основной функцией педагога становится управленческая. Используя разнообразные приемы организации самостоятельной работы, он учит школьников умениям реконструировать и комбинировать изучаемую информацию, обобщать способы и стратегии действий, усваивать их последовательность.
Производя деление учебного процесса на два блока, учителю необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.
Лекционный блок. На уроках изучения нового материала не рекомендуется проводить индивидуальные тематические опросы учащихся, если заранее учитель не поручал им подготовить ответ на конкретный вопрос.
Повторение ранее изученного материала, связанного с темой урока, следует организовать путем дифференцированного опроса, когда на конкретные вопросы учителя ученики дают краткие ответы. При этом следует соблюдать принцип добровольности, когда в повторении участвуют только те ученики, которые владеют необходимыми знаниями. Учителю при постановке вопросов не рекомендуется указывать фамилии учеников (особенно слабых), от которых он хотел бы услышать ответ. Смысл использования данных рекомендаций связан с тем, что задачей учителя на этих уроках является не контроль качества усвоения ранее пройденного материала, а его реконструкция (восстановление) в качестве опоры (стартовой площадки) для усвоения нового уровня знаний.
Кроме того, соблюдение этих правил позволит рационально использовать урочное время, основное предназначение которого — организовать процесс понимания.
Еще о педагогике:
Возрастная периодизация и характеристика раннего
возраста
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, псих ...
Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника
Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем огромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые различны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Межд ...
Характеристика детей, принимающих участие в экспериментальной работе
Экспериментальная работа проходила в 1 "А" классе специальной (коррекционной) школе-интернат II вида №22 центрального административного округа города Москвы в период с 01.04.2008 по 24.04.2008, всего в классе пять детей: два мальчика и три девочки. Таблица № 1 Имя Возраст Дата поступления ...