Технология индивидуально – ориентированной системы обучения

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Технология индивидуально – ориентированной системы обучения

Страница 3

Таблица 1. Структура школьной лекции

№ п/п

Этапы школьной лекции

Затраты времени

1

Психологический настрой на деятельность

2

2

Объяснение нового материала

15

3

Закрепление изученного материала

5

4

Групповая работа по усвоению (повторению) нового учебного метериала

10

5

Индивидуальная работа по применению нового учебного материала

10

6

Подведение итогов

3

Всего

45

- обязательным условием эффективного усвоения нового материала является идентификация ученика с учителем, который для него выступает образцом мыследеятельности. Поэтому, соблюдая требование «15 минут», учитель должен продемонстрировать учащимся четкость, ясность, логику изучаемого материала или явления, в противном случае у школьников срабатывает механизм крайней формы обособления от мыследеятельности учителя - отчуждение, выражающее в непонимании, отстраненности, негативной установке на усвоение.

Закрепление нового материала. В течение пяти минут учитель подводит итоги изложенной им информации, обращая внимание учащихся на ключевые понятия темы, тем самым концентрируя их внимание на логике изучаемого материала. Здесь учителю рекомендуется вновь использовать алгоритм, выраженный в виде таблицы, схемы, опоры. При этом следует обратить особое внимание на использование учителем, как при объяснении, так и при закреплении нового материала алгоритма усвоения. Только при алгоритмизации учебного процесса возможен минимум искажений в трансляции знаниево-умениево-навыковой составляющей. Только на основе алгоритма возможен творческий уровень применения школьниками| полученных знаний.

Кроме того, обобщение учителем изложенной им новой информации в течение пяти минут является эффективной демонстрацией будущего ответа ученика.

Групповая работа по усвоению (повторению) нового учебного материала. На данном этапе меняется позиция учителя — он становится организатором усвоения школьниками изложенного им учебного материала в группах. Ключевым видом деятельности здесь является повторение того, что на предыдущих этапах объяснил учитель с помощью учебника или учебного пособия.

Работая в группах, ученики осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают и в конечном счете переводят во внутренний план умственных действий новую для себя информацию.

Параллельно осуществляется процесс перевода информации из краткосрочной в промежуточную память, а в дальнейшем — в долгосрочную память ученика. Благодаря работе в группе минимизируются искажения изложенной учителем информации, возможные у части учащихся, имеющих явные и скрытые дефекты слуха, зрения и т.п.

Индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Каждый ученик работает на индивидуальном уровне по закреплению изучаемого материала и по мере готовности приступает к пробному выполнению ориентиров-заданий по уровням. Учитель, контролируя правильность учебных действий школьников, по мере необходимости оказывает помощь отдельным учащимся в выполнении индивидуальной программы.

Подведение итогов, комментирование дифференцированных заданий. Проводится на завершающем этапе школьной лекции. Учитель обращает внимание учеников на выявленные в ходе контроля типичные затруднения по теме, отвечает на вопросы. После чего, если есть необходимость, комментирует содержание фрагментов-заданий по уровням.

Лабораторные занятия. Неотъемлемой частью организации учебных занятий в условиях индивидуально-ориентированной системы обучения являются уроки самостоятельной работы, во время которых учащиеся сдают учебные темы учителю и одноклассникам, выполняют практические и контрольные работы. Структуру и методику проведения лабораторных занятий определяет сам учитель.

Однако какие бы приемы эффективной организации лабораторных занятий учитель не использовал, необходимо помнить, что его основная задача на уроках самостоятельной работы — закрепить полученные знания, а не наказать за незнание. Необходимо доверять школьникам, оценивать ответы одноклассников, всемерно способствовать тому, чтобы они находились в позиции соучителя. Если этого не произойдет, то вероятным становится факт сдерживания познавательного развития учащихся, ведь каким бы профессионалом не был учитель, он не способен выслушать каждого ученика.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...

Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru