Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы (в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся), далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное или даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.
В содержании биологического образования можно выделить следующие компоненты, подлежащие усвоению учащимися:
знание о мире;
способы деятельности (умения и навыки);
опыт творческой деятельности;
опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Дадим краткую характеристику каждому из них. Первый компонент содержания образования – это знания. Они представлены в школьных учебниках в виде законов, концепций, идей, теорий, фактов, понятий. Традиционно формированию знаний уделяется большое внимание. Учащиеся 11-го класса при изучении общей биологии, а именно ее раздела генетики должны знать:
типы скрещиваний
основную генетическую терминологию и символику
законы наследования и их цитологические основы
хромосомную теорию наследственности
значение генетики для селекции и медицины
причины модификационной и мутационной изменчивости
загрязнение природной среды мутагенами
вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотических средств на наследственность человека
Второй компонент содержания биологического образования - умения и навыки (способы деятельности). Вопросы их формирования и развития у учащихся детально разработаны дидактами и отражены в теории учебной деятельности школьников. Основные требования к умениям учащихся 11-го класса по основам генетики. Учащиеся должны уметь:
применять знания о закономерностях наследования
с позиции современной генетики обосновать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ
сравнивать и отличать исходные формы и потомство
самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты
Третий компонент содержания образования — это опыт творческой деятельности. При творческом решении новой проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Основной формой передачи учащимся третьего компонента содержания биологического образования – опыта творческой деятельности – являются используемые педагогом на уроке творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения проблемы. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Четвертым компонентом содержания биологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения генетики. Накопление школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к процессу познания непосредственно связано с четким определением личностью потребностей и мотивов учебной деятельности. Без накопления школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к изучению генетики учебно-воспитательный процесс по этому предмету не может быть признан полноценным. Способ усвоения данного компонента содержания биологического образования состоит в переживании, в деятельности чувств, при восприятии учебного материала.
Все четыре компонента содержания биологического образования тесно взаимосвязаны и неразделимы в едином учебно-воспитательном процессе. Необходимо стремиться к организации комплексного усвоения учащимися всех компонентов содержания образования на уроках.
Общие методические идеи важны для правильного построения и успешной реализации конкретных уроков в старших классах. Далее мы представляем поурочное планирование и основные задачи уроков генетике, предложенные А.Н. Мягковой, на которые может опираться учитель.
На изучение раздела «Основы генетики» в школьном курсе общей биологии планируется 11часов, по желанию учитель можно либо прибавить, либо сократить количество часов, в зависимости от имеющегося времени и степени усвоения материала учащимися.
УРОК 1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия.
Задачи урока
Еще о педагогике:
Развитие организаторских способностей подростков
В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит выбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Говоря о способности, мы подразумеваем индивидуал ...
Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...
Обучение работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках
Работа на станках связана с возможностью травматизма, поэтому особенное внимание должно быть уделено правилам безопасности труда. Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда осознают грозящую им опасность и нарушают элементарные правила безопасности, пытаясь, например, остановить руками части ст ...