Методика обучения генетики в традиционном подходе

Статьи о педагогике » Индивидуальный подход в преподавании современной биологии » Методика обучения генетики в традиционном подходе

Страница 1

Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы (в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся), далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное или даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.

В содержании биологического образования можно выделить следующие компоненты, подлежащие усвоению учащимися:

знание о мире;

способы деятельности (умения и навыки);

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Дадим краткую характеристику каждому из них. Первый компонент содержания образования – это знания. Они представлены в школьных учебниках в виде законов, концепций, идей, теорий, фактов, понятий. Традиционно формированию знаний уделяется большое внимание. Учащиеся 11-го класса при изучении общей биологии, а именно ее раздела генетики должны знать:

типы скрещиваний

основную генетическую терминологию и символику

законы наследования и их цитологические основы

хромосомную теорию наследственности

значение генетики для селекции и медицины

причины модификационной и мутационной изменчивости

загрязнение природной среды мутагенами

вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотических средств на наследственность человека

Второй компонент содержания биологического образования - умения и навыки (способы деятельности). Вопросы их формирования и развития у учащихся детально разработаны дидактами и отражены в теории учебной деятельности школьников. Основные требования к умениям учащихся 11-го класса по основам генетики. Учащиеся должны уметь:

применять знания о закономерностях наследования

с позиции современной генетики обосновать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ

сравнивать и отличать исходные формы и потомство

самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты

Третий компонент содержания образования — это опыт творческой деятельности. При творческом решении новой проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Основной формой передачи учащимся третьего компонента содержания биологического образования – опыта творческой деятельности – являются используемые педагогом на уроке творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения проблемы. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный интерес и разнообразные положительные эмоции.

Четвертым компонентом содержания биологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения генетики. Накопление школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к процессу познания непосредственно связано с четким определением личностью потребностей и мотивов учебной деятельности. Без накопления школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к изучению генетики учебно-воспитательный процесс по этому предмету не может быть признан полноценным. Способ усвоения данного компонента содержания биологического образования состоит в переживании, в деятельности чувств, при восприятии учебного материала.

Все четыре компонента содержания биологического образования тесно взаимосвязаны и неразделимы в едином учебно-воспитательном процессе. Необходимо стремиться к организации комплексного усвоения учащимися всех компонентов содержания образования на уроках.

Общие методические идеи важны для правильного построения и успешной реализации конкретных уроков в старших классах. Далее мы представляем поурочное планирование и основные задачи уроков генетике, предложенные А.Н. Мягковой, на которые может опираться учитель.

На изучение раздела «Основы генетики» в школьном курсе общей биологии планируется 11часов, по желанию учитель можно либо прибавить, либо сократить количество часов, в зависимости от имеющегося времени и степени усвоения материала учащимися.

УРОК 1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия.

Задачи урока

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. Конструирова ...

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее це ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru