Особенности генетики как учебной дисциплины

Страница 1

Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали выходить периодические издания, монографии, учебники. Период 1920-1940 гг. отмечен тем, что в генетике сложилась хромосомная теория наследственности, в рамках которой гены рассматриваются как компоненты хромосом, расположенные линейно (подобно бусам на нитке). Принципиальными свойствами генов считают их способность к самоудвоению, а также контроль за развитием и передачей, признаков по наследству.

Успехи в теории и методологии генетики привели к тому, что эта наука резко расширила объем исследований. Началось структурирование генетики по объектам и уровням изучения. Постепенно стали выделять в качестве отдельных разделов (а потом и самостоятельных дисциплин) генетику человека, генетику растений, генетику микроорганизмов и т.д., а также биохимическую генетику, клеточную генетику, генетику развития, популяционную генетику и др.

Успехи следующего, революционного, этапа развития генетики, охватывающего 1940-1960 гг., широко известны. Установление роли нуклеиновых кислот как носителей генетической информации, открытие двухспиральной структуры ДНК, выяснение связи между генами и белками в виде знаменитой формулы "один ген — одна полипептидная цепь" и ряд других выдающихся достижений качественно изменили генетику. Наука о наследственности и изменчивости обрела надежную молекулярную базу, при этом непосредственно молекулярные исследования генетических проблем стали рассматривать как особую область — молекулярную генетику. Этап 1960-1980 гг. начался с расшифровки генетического кода. Развитие методов секвенирования нуклеиновых кислот и белков в 70-е гг. дало ряд принципиальных результатов. Особо надо отметить, что после длительной напряженной работы установлена полная нуклеотидная последовательность РНК-содержащего трехгенного фага MS2, в которой оказалось 3569 нуклеотидов. Иными словами, был расшифрован первый геном пусть и простого организма. Аминокислотные последовательности всех трех белков, кодируемых этим фагом, тоже удалось определить. В последующие годы установленная закономерность, связывающая гены и полипептидные цепи не только многократно подтверждалась, но и использовалась в различных исследованиях. Вскоре после успеха с вирусом MS2 подобные данные были получены еще для трех минимальных вирусов: R-17, Qb и £2. Можно сказать, что эти работы положили начало исследованиям полных геномов организмов, т.е. легли в основу современной геномики.

Наряду с секвенированием вирусных геномов еще одной важной прелюдией современных геномных проектов стали расшифровки митохондриальных геномов и, что особенно важно, митохондриального генома человека. Конечно, масштабы этих работ, выполненных в начале 80-х гг., были относительно скромными: задача секвенировать 16 569 нуклеотидных пар в митохондриальном геноме практически не сопоставима с решением комплекса проблем, возникающих при геномном изучении 3 млрд. нуклеотидных пар ядерного генома человека. Однако дерзкая идея о полном и комплексном исследовании генома человека фактически начала волновать исследователей на рубеже70-80-х гг. ХХ в. По крайней мере в это время появились публикации с обсуждением возможностей составления полного перечня белков, кодируемых геномом человека.

Первые предложения о консолидации усилий для исследования генома человека относятся ко второй половине 80-х гг. В них в качестве главного направления работ наметилось структурное описание генома, под которым подразумевалось и полное секвенирование, и физическое картирование генов.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях
В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать ...

Формирование личности школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в ...

Проблема изучения стиля педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Совре ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru