Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик » Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Страница 2

Значение эмоциональной сферы в структуре личности сказывается еще и в том, что разные эмоции занимают в ней неодинаковое место. Исследователи выделяют два вида переживаний, которые оказывают разное влияние на становление личности.

Эпизодические переживания, которые находятся на “периферии” внутреннего мира человека, мало затрагивают сущность личности, не вызывают кризиса, конфликтного состояния, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни человека.

Глубокие переживания связаны с существенными устремлениями личности, ее убеждениями. Это могут быть также переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывают острые конфликты. Все они связаны с существом личности, представляют собой переживания, которые не только оставляют серьезную память о себе, но и могут вести к изменению сложившегося эмоционального отношения к каким-либо важным явлениям жизни, вести к изменению личностных установок.

Если испытываемые человеком чувства глубоко его затронули, то они влияют не только на его самочувствие, не только вызывают к жизни новые мысли и отношения, но и изменяют его поведение. Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека. Самопознание как уяснение собственных качеств, как формирование представления о чертах своего характера и свойствах натуры возникает не только на основе осмысления собственных действий и поступков, но и на основе пережитых чувств. И процесс такого самопознания происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь человека. То обстоятельство, что чувства часто возникают неожиданно для самого человека (чувство появилось непроизвольно), делает их роль для самосознания особенно ощутимой. В человеке возникают неизведанные им ранее чувства или же имеющиеся чувства достигают непредвиденного уровня. Так, благодаря пережитым эмоциональным состояниям, чувствам, человеку раскрывается не только возможность испытать соответствующие переживания, но и открываются некоторые стороны самого себя.

Для лучшего понимания эмоциональной жизни младшего школьника, характера ее динамических изменений, важно знать какие сдвиги происходят у ребенка при поступлении в школу.

На всех этапах возрастного развития ребенок находится в системе от­ношений с окружающими - с семьей, учителями, друзьями, сверстниками. И эта система отношений с годами его роста, его собственного изменения меняется.

Но меняются не только его объективные взаимоотношения с ними, но также и его собственное, субъективное отношение к окружающим.

Сущность эмоциональной реакции младшего школьника и появляющиеся при этом особенности поведения и являются выражением своеобразной ориентировки ребенка в соответствующих обстоятельствах жизни. Перестройка поведения, непосредственно вызванная эмоциональной реакцией, является своеобразным ответом ребенка на ситуацию. Это эпизодические проявления эмоциональной сферы. Но человек реагирует и на более существенные явления жизни. Речь идет о роли эмоциональной сферы в восприятии отношений, которые у младшего школьника возникают с окружающими. Для ребенка имеет исключительно большое значение то, как оценивают люди его поступки, свойства его характера, его способности. Также большое значение имеет для него отноше­ние окружающих к нему. Причем, все эти особенности отношения к нему он и воспринимает через соответствующую эмоциональную “призму”.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Особенности толкования устаревшей лексики
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...

Принцип доступности
Принцип доступности обучения - это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Принцип доступности обучения вытекает из выработанных многовековой практикой обучения требований, с одной стороны, учета закономерностей возрастного развития ...

Понятие лексикона и его организация
Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке. В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексикон ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru