Периодизация русской риторики

Страница 1

Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с политикой, идеологией, экономикой и общественными преобразованиями. Создание новых учебников риторики, словесности, стилистики и культуры речи, как и появление новых наук, описывающих общественную речь, всегда приходится на время активных преобразований в жизни российского государства.

Эти периоды преобразований случаются с определенной последовательностью или цикличностью. Каждый период - продолжительностью около 60-ти лет, когда совершается этот круг: 1) революционная перестройка стиля жизни и речи; 2) время созиданий и преобразования; 3) время стабильности; 4) время критики и сомнений, готовящее очередную революционную перестройку. Каждая часть такого периода имеет продолжительность около 15-ти (до 20-ти) лет.

Периодизация истории русской риторики в связи с историей русского общества такова:

1620-1690/95 годы – допетровский период, когда наиболее популярной была первая русская «Риторика» 1620 года, изучавшаяся вместе с другими свободными мудростями: грамматикой и диалектикой;

1690-1745/50 годы – петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С.Лихуд, М.Усачев, и др.);

1745/50 – 1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;

1800 – 1850/60 годы – расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;

1850/60-1917/20 гг. – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания. Именно в середине 19 столетия была провозглашена идея о том, что риторика не нужна, а главным творцом языка является поэт-художник слова. Развивалась великая русская художественная литература, которая имела огромное влияние на общественное мнение. Но для других видов слова это имело отрицательное значение. В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература.

1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.

С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к ...

Особенности работы психолога в ВУЗе
Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, препода ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru