Периодизация русской риторики

Страница 1

Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с политикой, идеологией, экономикой и общественными преобразованиями. Создание новых учебников риторики, словесности, стилистики и культуры речи, как и появление новых наук, описывающих общественную речь, всегда приходится на время активных преобразований в жизни российского государства.

Эти периоды преобразований случаются с определенной последовательностью или цикличностью. Каждый период - продолжительностью около 60-ти лет, когда совершается этот круг: 1) революционная перестройка стиля жизни и речи; 2) время созиданий и преобразования; 3) время стабильности; 4) время критики и сомнений, готовящее очередную революционную перестройку. Каждая часть такого периода имеет продолжительность около 15-ти (до 20-ти) лет.

Периодизация истории русской риторики в связи с историей русского общества такова:

1620-1690/95 годы – допетровский период, когда наиболее популярной была первая русская «Риторика» 1620 года, изучавшаяся вместе с другими свободными мудростями: грамматикой и диалектикой;

1690-1745/50 годы – петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С.Лихуд, М.Усачев, и др.);

1745/50 – 1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;

1800 – 1850/60 годы – расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;

1850/60-1917/20 гг. – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания. Именно в середине 19 столетия была провозглашена идея о том, что риторика не нужна, а главным творцом языка является поэт-художник слова. Развивалась великая русская художественная литература, которая имела огромное влияние на общественное мнение. Но для других видов слова это имело отрицательное значение. В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература.

1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.

С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...

Современные классификации стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает дет ...

Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»
Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности. Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru