Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Статьи о педагогике » Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель-ученик » Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника

Страница 3

Младший школьник всегда стремится, осознавая или плохо осознавая это, занять в отношениях с другими людьми определенное положение - в семье, в школе и т. д. И если это положение его удовлетворяет, то он пытается всячески утвер­дить его. Эмоциональные отклики ребенка на характер имеющихся отноше­ний, на изменение этих отношений в благоприятную или неблагоприятную сторону является проявлением его “борьбы” за свое положение, за свою пози­цию среди окружающих. И эти проявления могут быть различны как по суще­ству самой эмоции, так и по форме ее выражения.

Сдвиги, которые произошли в ходе развития младшего школьника, приводят к то­му, что в эмоциональной жизни ребенка начинается новый этап по сравне­нию с эмоциональной жизнью дошкольника. Изменяется эмоциональ­ное состояние ребенка. Это относится к его общему эмоциональному тонусу и к смене настроений и душевных состояний. Возникают новые эмоциональные связи, новые отношения ко многим явлениям общественной жизни, к поведе­нию людей. На основе этих новых отношений возникают и закрепляются новые виды переживаний, рождается эмоциональное отношение к тому, что ранее бы­ло безразлично ребенку. Прежде всего, у младшего школьника возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со значимым взрослым - учителем. Переживания, возникаю­щие на основе представления о том, как к нему относится учитель. Общий физический и умст­венный рост школьника, возникающие новые обязанности, новые требования, развитие его оценок и суждений, организованность поведения приводят к тому, что создаются новые объективные отношения со взрослым. Школьнику поручают и доверяют такие задания, которые не давали ему раньше, от пего требуют проявления дисциплинированности в по­ведении.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным. Для ребенка младшего школьного возраста возникают новые, очень значимые социальные связи: прежде всего с учителем, а затем с коллективом класса, а через некоторое время со всей школой как учреждением. Появление новых требований к поведению в классе, появление требований к его учебной деятельности – учиться , выполнять задания вместе со всем классом, готовить дома уроки, быть внимательным к объяснениям учителя меняет его самочувствие и становится мощным фактором, влияющем на его переживания.

Эти новые обязанности – хорошее выполнение, плохое выполнение, невыполнение заданий учителя, влекущие за собой соответствующую оценку учителя, коллектива класса (в их отношении к нему), а также оценку домашних, - вызывают ряд переживаний: удовлетворение, радость от похвалы, от сознания, что у него все получилось хорошо, и переживания огорчения, недовольства собой; переживания своей неполноценности по сравнению с успешно работающими товарищами. Неудачи могут порождать чувство раздражения к окружающим, которые предъявляют к нему требования. Однако обычно, если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не избегает окружающих, они приводят к острому желанию занять в классе и дома достойное место и мотивируют его стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...

Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью. Активность представляет собой целенаправленно ...

Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗО
Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное разви ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru