Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы

Страница 2

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов можно проводить через карточки - картинки, иллюстрации; пословицы, поговорки; загадки; тексты, описательные тексты; предложения. На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на данном этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять их в устной речи. В одной из своих статей Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

Орфоэпическое чтение вслух слов;

Краткий орфографический разбор;

Запоминание с опорой на главный тип памяти;

Запись под диктовку;

Орфографический самоконтроль.

Тренировочно-закрепительный этап это многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, то есть обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей. Уроки русского языка начинаются с чтения слов словарику или орфографической разминки. Для этого даётся слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал. На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями.

В качестве эффективных приёмов формирования орфографической зоркости можно выделить следующие упражнения: подчёркивание «опасных» мест в слове, письмо с «дырками», нахождение чужих ошибок, списывание с различными заданиями, диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы и т. д.

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов развития орфографической зоркости является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Учётно–контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному (лучше слабому ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради).

Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме. В результате учёта и анализа ошибок видно насколько эффективно прошла работа по отработке орфографической зоркости. Если в результате такого анализа выясняется, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.

Подобный подход к развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Эффективность системы подтверждается результатами словарных диктантов: количество ошибок сокращается в 8 и более раз. В таблице 1 приведены образцы проверочных работ, направленные на выявление орфографической зоркости, во 2 классе.

Таблица 1 - Образцы проверочных работ, направленные на выявление орфографической зоркости

Проверочная работа № 1. 1-2 классы.

Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик.

М линаб рёзаза ц

З мл ника сина л сица

См родина ябл ня м дведь

карточка № 1.

Кто какой голос подаёт?

С…бака стрекочет

С…рока поёт

П…тух мычит

К…рова лает

карточка № 2.

Запиши дни недели в нужном порядке.

Запиши названия месяцев в нужном порядке.

Проверочная работа № 2. 1 – 2 классы.

Прочитайте. Составьте пословицы из двух столбиков.

У курицы серёжки, …(…потехе час .)

Не гони коня кнутом, (а у петуха сапожки)

Работе время,…. ( …а корми овсом.)

2 класс

карточка № 3.

Выпиши из словаря слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

Проверочная работа № 3. 1-2 классы.

Ответьте на вопросы:

Кто чирикает? □□□□□□□

Кто каркает? □□□□□□

Кто мычит? □□□□□□

Кто стрекочет? □□□□□□

2 класс

карточка № 4.

Допиши пропущенные слова.

Береги нос в большой …

Январь год начинает, а … заканчивает.

Дрова рубят ……. .

Проверочная работа № 4. 1-2 классы.

Дополните предложения подходящими по смыслу словарными словами.

1. М дведь, … , … - это животные.

2. П тух, … , … - это птицы.

3. Юг, …, …, … - это стороны горизонта.

4. П льто – это дежда, а … – это обувь.

2 класс

карточка № 5.

Подбери однокоренные слова к данным словам.

Дорога-…

Жёлтый - ……

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса
База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна. Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса. Задачи данного этапа: Провести беседу с учителями; Провести тестир ...

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее це ...

Особенности толкования устаревшей лексики
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru