Общая характеристика и ценность младшего школьного возраста

Страница 1

Младший школьный возраст наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок шести лет по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к 4 классу у него появляются черты подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. Известно, что младшие школьники, несмотря на одинаковые программы, условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям, т.е. фактически получают неодинаковый уровень развития. Это зависит, прежде всего, от самого ребенка, от того, как он проявляет себя в учебе, во внеклассной работе. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. Мир в представлении шестилетнего ребенка особенно интересен. Именно понимание этого мира позволило Ш.А.Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Шестилетний возраст - наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого в малыше могут не раскрыться в полной мере его задатки.

Приступая к обучению и воспитанию шестилетних детей в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейся личностью, тонко реагирующей на все ситуации школьной жизни. При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представление о ярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессе формирования абстракций исчезает. Мысль ребенка замыкается на счетных палочках, звуках, буквах, слогах. Переход от чувственного этапа познания к абстрактному сложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника. Знание особенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

Морфологическое и функциональное развитие шестилетних детей является незавершенным, поэтому первоклассник менее устойчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, менее вынослив, быстро утомляется. Костная и мышечная системы позволяют шестилетним детям совершать сложные движения: бег, прыжки, метание, подвижные игры. Однако костная система находится у них в стадии формирования; интенсивно развиваются мышцы, кости, скелет, хрящевые зоны; продолжается срастание швов, формируется позвоночный столб, укрепляется подъем стопы. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но недостаточно сформированы мелкие мышцы спины, стопы, кистей рук. Поэтому для шестилетнего ребенка нежелательны длительные статические напряжения, поднятие тяжестей, монотонные движения. У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвижность, уравновешенность процессов. Однако возбуждение преобладает над торможением. Ребенку трудно сдерживать себя. У детей шестилетнего возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток коры больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает "охранительное торможение". Оно проявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания. У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятельности с шестилетними детьми важна форма, стиль, манера объяснения и поведения учителя: смена видов деятельности, способов учения, игровые моменты при изучении учебного материала, для облегчения учебного труда шестилетних детей.

Шестилетний ребенок имеет определенный стиль, способы, манеру общения с детьми, взрослыми и родителями. Однако общение в школе носит специфический характер.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Программное обеспечение компьютера
Для работы аппаратного обеспечения компьютера необходим набор инструкций - программ. Программа - последовательность команд для обработки информации, составленная человеком на языке, понятном компьютеру. Программы составляются специалистами - программистами, а выполняет команды процессор. На компьют ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...

Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха
Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формир ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru