Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе

Страница 6

Первый вид задания: Цель: Проверить сформированность умения давать полноценную квалификацию орфограммы.

Прочитайте:

Подбежал к калитке, отпилил сухую ветку от березки. Написание подчеркнутых букв надо проверять. Почему?

Задание второго вида: Направлены на проверку умения находить объект орфографического правила и предполагают работу как с отдельными словами так и со связными текстами.

1. Орфограммы безударных гласных в корне слова.

а) Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверять? Почему?

Река, весной, большой, вечерний, мясной, ледяной, закричали.

б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

Вяжу, скрипел, вечерний, озеро, почернели.

в) Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверять?

Сосна

Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал ее водой. Возле сосны зеленела трава. По утрам на траве блестела роса (14 орфограмм)

г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

Катя и Маша

Пошла Катя за грибами. Она взяла Машу. Маша была мала. На пути

была речка. Катя взяла Машу к себе на спину. Сняла чулки и пошла

по воде. Катя несла Машу. (9 орфограмм) (По Л. Н. Толстому)

2. Орфограммы парных звонких и глухих согласных

а) Прочитайте слова. Написание каких букв нужно проверять?

Мед, шалаш, сторож, указка, краска, бумажка.

б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?

Клюв, лебедь, коляска, пирожки, шкаф.

в) Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?

Поход

Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки. Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную сказку. Потом друг другу загадывали загадки (9 орфограмм).

г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?

Зимой

Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег.

У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые

шубки и шапки. Они весело играют в снежки (8 орфограмм).

Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку» применения специального правила является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Не зная, что следует проверять ученик привыкает писать по произношению. Обусловлено это явление прежде всего недоработками методики. Явление прежде всего недоработками методики. Во-первых, очевидна зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником, минимумом фонетических знаний и умений (постановка ударения, распознавание ударных и безударных гласных и т.п.) Во-вторых, в неполных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил. Действительно, наиболее распространенное упражнение – списать, вставляя пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебников. В – третьих, наблюдения уроков русского языка и выборочный анализ поурочных планов у разных учителей показывают, что в угоду увеличения количества написанных за урок слов в повседневной практике почти полностью отсутствует указанная работа.

В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:

а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные буквы.

б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке. Объясните, какие и почему.

в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.

г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе
Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не вс ...

Как педагогическая наука связана с другими науками о человеке
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности прак ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru