Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

Страница 2

совмещающий в себе все эти функции);

б) по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешанный тип лидерства);

в) по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным).

Эту классификацию дополняет Н.П. Аникеев по внутриколлективным функциям: а) инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни коллектива; б) эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожелательных взаимоотношений;

в) смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции.

По сфере взаимоотношений:

а) формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т.д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;

б) неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;

в) лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно.

Развитие личности представляется нам как процесс и результат вхождения ребенка в педагогически организованную среду семьи, школы, общества и интеграцию с ней.

Учитывая важнейшую роль семьи в воспитании лидера, авторы многих исследований рассматривают различные аспекты отношений внутри семьи, ее влияние на воспитание личности подростка, подчеркивая, что семья – это отражение языковых и социокультурных традиций общества. Именно семья осуществляет базисную социализацию ребенка, формируя его душевные и духовные устремления, его характер и ощущение своего места в социуме. В этом аспекте педагогами подчеркивается важнейшая роль народной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.Н.Волков и др.).

В целях более глубокого изучения возможностей семьи в процессе воспитания подростка-лидера исследователями (Г.Н.Волков, Г.К.Мамедов, Н.Климанович) использовалась предложенная учеными-педагогами трехуровневая классификация семей:

1) с высоким уровнем воспитательных возможностей;

2) со средним уровнем воспитательных возможностей;

3) педагогически слабые семьи с низким уровнем воспитательных возможностей. При этом учитывалась их психолого-педагогическая культура и психолого-педагогическая подготовленность как аспекты взаимосвязанные и взаимообусловленные .

Анализируя школу как важнейший фактор реализации педагогических воздействий при воспитании лидера, ученые рассматривают ее возможности в этой сфере деятельности. Опираясь на концепции И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, В.В. Розанова, О.С. Газмана, Д.М. Маллаева, С.Д. Абдурахманова и других современные педагоги делают выводы о необходимости использования в деле воспитания лидера идей гуманизма, свободы личности и ее индивидуализации, идеи равноправного взаимодействия учителя и подростка, а также идеи тесной взаимосвязи семьи и школы. В центре внимания исследования остается детский коллектив, в котором воспитываются важнейшие навыки вхождения ребенка в социум.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru