Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Каждое занятие было посвящено развитию различных психологических процессов и организовывалось по традиционной, для всей программы, схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Предлагалось постепенное усложнение каждого упражнения за счёт увеличения темпа его проведения и увеличения его семантической нагрузки в словарных упражнениях.
Блок 2. Развивающая работа с детьми с личностными и поведенческими проблемами. Авторы программы Васильева Н.Л., кандидат психологических наук, Афанасьева Е.И. (Приложение 3). Данные методы развивающей работы имеют следующие особенности:
1. Комплексный подход к решению проблем.
2. Позитивный подход к решению проблем, реализация принципа развития. Работа направлена не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребёнка. Делается акцент на реальные возможности ребёнка.
3. Программа представляет собой возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность – важное условие возможности включения развивающих методов в реальность школьной жизни.
Точный распорядок занятий приводит к более явным результатам, интенсифицирует внутреннюю психологическую работу.
Проведя развивающую программу для младших школьников, имеющих трудности в обучении мы увидели, что низкие результаты можно откорректировать. Хотя не все поддаются воздействию. Но через месяц интенсивной работы уже стали наблюдаться значительные улучшения: дети стали понимать и выполнять учебные задачи, научились анализировать свою деятельность.
В конце первого полугодия учебного года была проведена повторная диагностика школьной мотивации и адаптации к созданным, специально для данного класса, условиям («Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов») и усвоения учащимися образовательной программы по системе Занкова («Диагностика усвоения образовательных программ»).
Рис.1. Сравнительная диаграмма уровней мотивации учащихся
Анализируя полученные данные, можно с уверенностью говорить о значительных изменениях. Увеличилось количество учеников с социальной и учебной мотивациями, а количество первоклассников с негативным отношением к школе и игровой мотивацией значительно уменьшилось (Рис.1).
Рис. 2. Критерии усвоения образовательной программы, где
Также качественно увеличился и уровень усвоения учащимися данной образовательной программы. Положительные результаты наблюдаются по всем предметам, основным и общеобразовательным (Рис.2).
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо установить, есть ли достаточно существенные изменения – можно ли утверждать, что проводимые мероприятия по преодолению школьной дезадаптации в сочетании со специально подобранной образовательной программой имело существенное значение. Поэтому результаты, полученные до воздействия и после него, были проверены с помощью математической обработки.
Параметрический метод t Стьюдента, при вычислении t при попарном сравнении уровней школьной мотивации и уровней усвоения образовательной программы до воздействия и после, показал, для 19 степеней свободы t не должно быть менее 2,09. Поскольку полученные величины t=14,9 (для уровней мотивации) и t=30,16 (для уровней усвоения образовательных программ) больше чем табличное значение, то следует признать, что на лицо статистически значимое влияние созданных нами специальных условий на первоклассников.
В качестве не параметрического метода для попарного сравнения использовался односторонний критерий Уилкоксона. В таблице уровней значимости для одностороннего критерия Т находим, что для данного уровня значения Т должно быть не более 60. Поскольку в ходе подсчетов мы получили Т=55 (для уровней мотивации) и Т=56 (для уровней усвоения образовательных программ) меньшие табличных данных, то и в этом случае выдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение.
Еще о педагогике:
Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе
Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развити ...
Понятие пространственного мышления
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев обоснованно считал, что "жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным во ...
Формирование у старших дошкольников представлений о
геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников ...