Организация психолого-педагогического обучения шестилеток

Страница 2

Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Каждое занятие было посвящено развитию различных психологических процессов и организовывалось по традиционной, для всей программы, схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Предлагалось постепенное усложнение каждого упражнения за счёт увеличения темпа его проведения и увеличения его семантической нагрузки в словарных упражнениях.

Блок 2. Развивающая работа с детьми с личностными и поведенческими проблемами. Авторы программы Васильева Н.Л., кандидат психологических наук, Афанасьева Е.И. (Приложение 3). Данные методы развивающей работы имеют следующие особенности:

1. Комплексный подход к решению проблем.

2. Позитивный подход к решению проблем, реализация принципа развития. Работа направлена не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребёнка. Делается акцент на реальные возможности ребёнка.

3. Программа представляет собой возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность – важное условие возможности включения развивающих методов в реальность школьной жизни.

Точный распорядок занятий приводит к более явным результатам, интенсифицирует внутреннюю психологическую работу.

Проведя развивающую программу для младших школьников, имеющих трудности в обучении мы увидели, что низкие результаты можно откорректировать. Хотя не все поддаются воздействию. Но через месяц интенсивной работы уже стали наблюдаться значительные улучшения: дети стали понимать и выполнять учебные задачи, научились анализировать свою деятельность.

В конце первого полугодия учебного года была проведена повторная диагностика школьной мотивации и адаптации к созданным, специально для данного класса, условиям («Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов») и усвоения учащимися образовательной программы по системе Занкова («Диагностика усвоения образовательных программ»).

Рис.1. Сравнительная диаграмма уровней мотивации учащихся

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью говорить о значительных изменениях. Увеличилось количество учеников с социальной и учебной мотивациями, а количество первоклассников с негативным отношением к школе и игровой мотивацией значительно уменьшилось (Рис.1).

Рис. 2. Критерии усвоения образовательной программы, где

Также качественно увеличился и уровень усвоения учащимися данной образовательной программы. Положительные результаты наблюдаются по всем предметам, основным и общеобразовательным (Рис.2).

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо установить, есть ли достаточно существенные изменения – можно ли утверждать, что проводимые мероприятия по преодолению школьной дезадаптации в сочетании со специально подобранной образовательной программой имело существенное значение. Поэтому результаты, полученные до воздействия и после него, были проверены с помощью математической обработки.

Параметрический метод t Стьюдента, при вычислении t при попарном сравнении уровней школьной мотивации и уровней усвоения образовательной программы до воздействия и после, показал, для 19 степеней свободы t не должно быть менее 2,09. Поскольку полученные величины t=14,9 (для уровней мотивации) и t=30,16 (для уровней усвоения образовательных программ) больше чем табличное значение, то следует признать, что на лицо статистически значимое влияние созданных нами специальных условий на первоклассников.

В качестве не параметрического метода для попарного сравнения использовался односторонний критерий Уилкоксона. В таблице уровней значимости для одностороннего критерия Т находим, что для данного уровня значения Т должно быть не более 60. Поскольку в ходе подсчетов мы получили Т=55 (для уровней мотивации) и Т=56 (для уровней усвоения образовательных программ) меньшие табличных данных, то и в этом случае выдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Задачи советской школы в условиях военного времени
Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории во ...

Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять ...

Портфолио как средство диагностики образованности
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru