Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Статьи о педагогике » Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности » Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Страница 5

Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников может состоять в следующем .

Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:

1) оценку учителем объективного состояния учебной деятельности и ее компонентов, анализ успеваемости школьников, их поведения, посещаемости;

2) учет учителем субъективной оценки учениками своего учебного труда: мнение самих учеников о том, что им наиболее трудно в учебной работе, о том, сколько времени они тратят на уроки, и т. д. Все эти данные об учебной деятельности явятся необходимым фоном для анализа мотивации.

Анализ собственно мотивации учения может включать:

1) выявление учителем объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению (см. первый раздел этой главы) в ходе длительного наблюдения на уроках и вне их, в ходе специально организованных экспериментальных ситуации. Главный путь здесь — сопоставление реальных поступков учащихся в ходе повседневной школьной жизни и в условиях многократно повторяющихся экспериментальных ситуаций. Желательны ведение дневников учителя, фиксация частоты и выраженности проявлений интереса. Эти дневники могут вестись по следующей форме:

Виды побуждений — мотивы, цели, эмоции и др.

Их проявления в учебном процессе

Условия, способствующие их явлению

Методы выявления наблюдение, экспериментальные ситуации

2) установление учителем субъективных оценок школьниками своего отношения к учению, сбор этого материала с помощью анкет, индивидуальных бесед, коллективного открытого обсуждения в ходе урока, часа классного руководителя, на ученических собраниях.

В дальнейшем проводится сопоставление всех этих данных с суждениями других учителей, мнением родителей, составление педагогических характеристик, выводы о возможности дальнейшего развития мотивационной сферы каждого ученика.

Конечно, проведение такого изучения мотивации в полном его объеме является трудным для учителя и без того загруженного работой. Помочь учителю в выявлении состояния и пробелов развития познавательных интересов учеников могут старшеклассники. Если учителю удается накопить систематический материал о характере отношения к учению своих питомцев, то он, безусловно, получает значительный выигрыш в учебно-воспитательной работе за счет более глубокого знания причин того или иного поведения своих учеников, понимания внутреннего смысла их поступков.

Для диагностики, а также для укрепления и осознания мотивов рекомендуется использование разнообразных ситуаций реального выбора: выбор учебных заданий разного уровня; выбор задач разной трудности, выбор видов деятельности. Анализируя результаты этих заданий, педагог выясняет (помимо правильности и полноты результата) готовность учащихся к решению познавательных задач, устойчивость и самостоятельность выбора этих заданий, его повторяемость, время, затраченное на выбор. Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помощью метода цветописи Лутошкина, основанного на зависимости между состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Красный, оранжевый и желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетворенность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упадок, уныние; белый – равнодушие. Школьникам предлагается оценить цветом свое настроение. Результаты могут быть представлены в виде индивидуальной цветограммы (цветные значки), составляемой самим учеником в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Специфика адаптации детей к ДОУ Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптирова ...

Функции оценки
Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявл ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соло ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru