Симптоматика дисграфий

Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила.

Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видом дисграфии: 1. Искаженное написание букв; 2. Замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки; 3. Искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации букв, слогов); 4. Искажение структуры предложения (раздельное написание слов, слитное написание слов, контаминация слов); 5. Аграмматизмы на письме.

И.Н. Садовникова выделяет три группы специфических ошибок, характеризуя возможные механизмы и условия их появления в письме детей:

1. Ошибки на уровне букв и слога. Они могут быть обусловлены: 1) несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов); 2) трудностями дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства (замены); 3) кинетическим сходством написаний букв (о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, ч-ъ, н-ю, х-ж, Н-К, Р-Г и т.д.); 4) оптическим сходством букв (с-е, с-о, у-д-з, л-и, м-ш, т-ш, в-д и т.д.);

2. Ошибки на уровне слова могут быть обусловлены: 1) затруднениями вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом); 2) грубым нарушением звукового анализа (контаминации); 3) трудностями анализа и синтеза частей слов (морфемный аграмматизм в виде ошибок словообразования, т.е. дети неправильно используют приставки и суффиксы, отмечается неправильный выбор формы глагола);

3. Ошибки на уровне предложения обусловлены: 1) недостаточностью языковых обобщений, не позволяющие школьникам уловить категориальные различия частей речи; 2) нарушением связи слов, т.е. согласования и управления. Отсюда вытекает аграмматизм, проявляющийся в ошибках изменения слов по категориям числа, рода, падежа и времени.

Эти симптомы помогут выявить дисграфию на ранних этапах обучения ребенка. Если же вовремя не была проведена коррекционная работа, то в дальнейшем эти ошибки могут привести к дизорфографии либо даже к неспособности научиться писать и читать.

В ходе анализа научной литературы по проблеме дисграфии мы выяснили, что определений дисграфии существует множество, но ее сущность состоит в повторяющихся специфических ошибках письма. Ранее дисграфию ошибочно называли дизорфографией, но мы выяснили, что это два разных понятия. А.Н. Корнев выделил 3 группы причин, вызывающих дисграфию, и определил, в какой момент времени они могут начать свое действие. Также мы выяснили, что на данный момент разработано несколько классификаций дисграфий, ведущей является классификация, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). Дисграфию следует отличать от ложной дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности. Так же встречаются сложные случаи анализа ошибок. В ходе работы с литературой мы так же выяснили симптоматику дисграфий с позиций разных авторов. Эти знания помогут нам в исследовании письменных работ детей.

Еще о педагогике:

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru