Латерализация функций полушарий головного мозга

Статьи о педагогике » Особенности психической деятельности леворуких детей » Латерализация функций полушарий головного мозга

У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о «левополушарных» и «правополушарных» людях. Функциональное доминирoвaние одного из полушарий сопровождается aнатoмической асимметрией мозга. Это обнаруживается на горизонтальном срезе, проведенном через полюсы лобных и полушарий.

Новые важные данные о структурных основах сознания получены недавно при наблюдениях над больными, у которых с целью облегчить или хотя 6ы ограничить развитие не поддающихся консервативному лечению эпилептических судорог одной половиной тела, когда было произведено рассечение мозолистого тела и передней спайки (расщепленный мозг). С помощью психологических тестов Р. Сперри и его сотрудники пришли к выводу, что функции обеих половин мозга существенно различаются. Как показали эти наблюдения, изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения самого больного, и объективно (с учетом наблюдения за поведением больного) так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, однако и его возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм и в определенной степени к пониманию речи: больные выполняют услышанные команды, читают простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их (хотя при этом остается неясным, присутствовало ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее). Эти исследования позволили заключить, что у каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т. е. левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а правое - преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное, конкретное мышление). Однако в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время yпрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему), лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций. В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируется раздельно, легче опознаются знакомые предметы. Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций - большинство людей правши. Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях либо в правом, либо в обоих полушариях. Накапливается все больше данных о том, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании полушарий вообще, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого. Левое полушарие «специализируется» не только в речи, но и в двигательных актах (так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела). Латерализация функций при обработке сенсорной информации проявляется в соответствующих изменениях электрической активности мозга. При сопоставлении событийно связанных ВП на латерализованные зрительные стимулы, опознание которых основывалось на обобщенном или аналитическом описании признаков, выявлены определенная общность региональной и полушарной специализации отдельных операций и различия, зависящие от типа опознания. Общим явилось преимущественное участие каудальных отделов правого полушария в осуществлении начальных операций опознания и ассоциативных отделов левого на этапе классификации. При этом отмечается специфика превалирования отдельных компонентов ВП.

Еще о педагогике:

Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток
Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования. Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем со ...

Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным творческим ...

Подходы к оцениванию в разных системах образования
Великобритания. Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - & ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru