В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.
Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).
Трудности в овладении письмом могут проявить себя уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза. В дальнейшем нарушается формирование процесса письма. Дети смешивают письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, пишут слова без гласных букв, сливают несколько слов в одно или наоборот расщепляют слова на части. Если вовремя не помочь ребенку исправить эти недостатки, то к концу второго класса они могут привести к дисграфии.
В школах, где нет логопеда (особенно сельских), проблема дисграфии очень актуальна. Учителя не понимают причин появления таких ошибок и не знают, куда обратиться за помощью. Часто встречается так, что логопед в районе только один. Он не успевает проехать по всем школам района и выявить детей с нарушениями речи и письма. А чтобы попасть на консультацию к логопеду, родители заранее записываются в очередь. Поэтому проблема нарушений письменной речи стоит здесь очень остро.
Цель курсовой работы: выявить процент встречаемости дисграфических проявлений у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы.
Объект исследования: письменные работы учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности письменной речи и встречаемость дисграфических проявлений в письменных работах.
Гипотеза: мы считаем, что специфическими особенностями письма учащихся младших классов общеобразовательных сельских школ являются:
1. Смешения букв по кинетическому сходству;
2. Ошибки в отграничении речевых единиц;
3. Ошибки звукового анализа;
4. Ошибки в обозначении мягкости согласных.
При этом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме дисграфии;
2. Провести диагностику состояния письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы;
3. Выявить дисграфические проявления у учащихся младших классов общеобразовательной сельской школы.
Методы исследования: В ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контроль за эффективностью эксперимента и оценка результата, статистические методы обработки информации.
Еще о педагогике:
Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной
школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...
Особенности развития лидерских качеств детей подросткового
возраста
Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: « Кто такой лидер?» и «Что такое лидерство?». То есть дать определение этим словам. Лидер (в группе) – член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признают ...
Наблюдения
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, ум ...