Методика формирования нравственности на уроке географии

Страница 3

Решая проблему духовно-нравственного воспитания, способствуя духовному становлению учеников, пробуждаю в них желание делать добро. Ведь только добрые люди занимаются охраной природы, создают зоопарки, живые уголки, используют ресурсосберегающие технологии. Учащиеся делают сообщения о производстве, работающем на отходах (щепа), которое применяется в производстве строительных блоков. Такой комбинат, например, уже работает в промышленной зоне «Шабаны» в черте Минска по австрийской технологии.

Старшеклассники при изучении темы «Хозяйство зарубежной Европы» могут подготовить сообщение о связях Минской области с европейскими странами. В селе Александрийское Минского района работает молочный комплекс. Его освятил Митрополит Минский и Слуцкий Владыка Филарет. Таким образом, школьник видит, что Минщина становится богаче, а значит добрее становятся наши люди. Живое дело - здоровому образу жизни белорусов.

География - единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле, который влияет на духовно-нравственное воспитание учащихся, но в 6 и 7 классах количество часов сокращено. Школьники должны понимать законы Земли, следствие, причины, закономерности, должны уметь читать карты.

Большую роль в географическом воспитании играет карта. Это особый вид изобразительного искусства, отражающий научную информацию. Именно в 6 классе педагог обязан научить ученика понимать и любить карту, ее историю. Карты позволяют зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость «созерцания» любого уголка планеты. Незнание карты влечет за собой целую цепочку пробелов. И проблемы уже возникают.

Некоторые современники утверждают, что решение духовно-нравственной проблемы не зависит от отведенных часов на изучение предмета. Как, например, влюбить шестиклассников в географию, в карту? Как может школьник радоваться своему успеху при изучении тем «Масштаб, географические координаты». Ему просто не хватает времени в приобретении навыков работы с картой. У ребенка возникает радость общения с учителем географии тогда, когда он сам с помощью градусной сетки найдет на карте о. Пасха, г. Москву и другие географические объекты.

Меридианы помогают найти Браславские озера, Беловежскую пущу. По карте ученик без текста учебника составляет рассказ о Полесских болотах. Ребенок получает удовольствие, в его душе возникает источник радости – добро, которым он поделится с одноклассником. Так, урок географии помогает духовному становлению ученика, и создается духовная обстановка в классе. На уроках географии и во внеурочной работе можно использовать современные технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон и т.д. Просмотр отдельных кадров «Православная Гродненщина», «Крестный ход вокруг Беларуси «, «Витебск православный», «Святой Полоцк» позволяют в общеобразовательной школе находить общие точки соприкосновения светского и православного обучения. У детей возникает чувство любви к Родине. Возможно, с родителями ученик посетит Жировичский монастырь, и в нем заполнится еще одна ниша божьей благодатью.

После начального курса наступает вершина школьного географического образования - курс экономической и социальной географией мира в 10 классе.

Учащиеся имеют уже большой опыт работы с картой, они почти без проблем мысленно и зрительно переносят на карту дополнительный текст, который узнали, путешествуя одни или с родителями по святым местам. Старшеклассники становятся эрудированными личностями с широким кругозором. Школьники самостоятельно готовят презентации: «Минщина православная», «По святым местам Беларуси», «Замки и храмы Зарубежной Европы», прокладывают на карте маршруты поездок к святым местам.

На уроках географии и во внеурочной деятельности фрагментарно ввожу основы православной культуры; знакомлю учеников с историей, традициями своего народа, но эти знания требуют эмоционального подкрепления с помощью современных технических средств обручения, личных контактов с православными людьми святых мест и служителями храм, церквей. Учащиеся постепенно будут развивать не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; будут реализовывать интересы и склонности, вырабатывать нравственные личные убеждения, терпимость к другому образу жизни, бережно и заботливо относиться к окружающей среде и друг к другу, почитать культуру и традиции народов Беларуси.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности ...

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе. Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоо ...

Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, псих ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru