Методика формирования нравственности на уроке географии

Страница 1

«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы».

Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, придя работать в школу, наверняка обращает внимание на низкую духовную и нравственную сторону детей. И главной задачей для педагога сегодня является следующая – научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве. А предмет география имеет большие возможности пробудить творческую мысль детей. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать положительные эмоции. На первом же уроке (введение в предмет) следует создавать установку на увлекательность. Например, проводится урок в форме сказки, где сказочные персонажи рассказывают о предмете география и что он изучает. На фоне музыки идёт диалог с детьми:

Что изучает предмет?

А нашу страну предмет география изучает?

Как правильно называется страна в которой мы живём (Беларусь, Республика Беларусь или Белоруссия, или Белая Русь?

Как называется область, в которой мы живём?

Далее демонстрируется презентация, из которой ребята узнают, что изучает предмет на примере Минской области (рельеф, реки, просторы полей в разные времена года (фотографии и картины белорусских художников), памятники культуры и архитектуры. Иногда поражает результат таких учебных игр, результат урока - дети, перебивая друг друга, рассказывали о красивых местах области, своего района. Один ученик под впечатлением экспромтом написал стихотворение

Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.

Для изучения своей малой Родины педагог может систематически организовывать туристические экскурсии, стараться их приурочить к памятным датам. Например, празднование дня Победы начинаем на уроках географии с презентации: По боевым страницам Беларуси, в которой отображено: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые и их использование, историческое прошлое и настоящее родного края и красной нитью (с музыкальным сопровождением) проходит материал о боевых действиях на территории Беларуси. Затем мы посещаем музей Великой отечественной войны или же мемориал. После проведения таких мероприятий ученики становятся намного добрее, душевнее. Они дают возможность почувствовать величие подвигов нашего народа, зажечь жажду познания, стремление узнать о великом прошлом своего края, собирать и накапливать материал о земляках – участниках этих событий.

Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой Беларуси, будущее белорусского народа будет зависеть от тех, кто является настоящим патриотом своей Родины.

Не стоит забывать, что Беларусь в составе СССР послереволюционного периода в духовно-нравственном воспитании видела основную задачу в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины, и весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли из нашего обихода слова «духовно», «духовность», приглушался дух противоречия, дух возмущения.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое воспитание - вот те слова, которые повсеместно встречались в период нашего детства. Во времена Советского Союза в рамках начального курса географии дети ухаживали за могилой неизвестного солдата, которая находилась рядом с церковью, построенной в 1673 году, занимались поиском солдат, что лежали в братской могиле. Победители поисковых групп награждались поездками в Москву. Сейчас, к сожалению, редко слышишь слова «нравственно-патриотическое воспитание» в школах. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезло слово добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла, милосердие – как милость, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сейчас мать может сказать дочке, что она ей не нужна, что ее тяготит своим поведением. Злой дух вселился в сердце матери.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ...

Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, псих ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru