После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).
Заключительное исследование
В конце года было проведено повторное исследование эмоционального состояния и адаптированности детей экспериментальной и контрольной групп.
Повторное диагностическое исследование показало, что в экспериментальной группе эмоциональное состояние детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к радости, у них выше интерес к новому.
Рис. 3. Оценка проявления эмоционального состояния детей степени выраженности эмоционального состояния после проведения эксперимента
Первая степень выраженности обнаружена у 57% детей экспериментальной и 43% контрольной группы. Вторая степень выраженности – у 43% детей экспериментальной, и 29% контрольной группы. Третья степень выраженности – у 0% детей экспериментальной группы, и 29% – контрольной группы.
Было проведено также анкетирование родителей. Анкета дала возможность узнать у родителей, какая была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания процесса адаптации с точки зрения родителей. Поэтому в анкете освещаются различные вопросы, например: какой режим дня ребенка дома, особенности темперамента ребенка, каким образом проходила подготовка к детскому саду, как воспринимает малыш детский сад, воспитателей, других детей, как проходит общение и игры их ребенка с другими детьми, с каким настроение он утром идет в группу, а вечером встречает маму.
Анкетирование показало, помимо того, что в экспериментальной группе как и в контрольной родители целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению в детский сад, предварительно знакомили детей с воспитателями, детьми и т.д., в экспериментальной группе в период адаптации воспитатели занимались с детьми художественной деятельностью, это оказалось более успешным в установлении отношений с детьми и воспитателями. Адаптация проходит легче
Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации у большинства детей уже заканчивается, за исключением Жени Л. У него адаптация проходит наиболее тяжело, его отличает от других детей равнодушие к игрушкам, и детям, незначительно выражены внешние проявления эмоций, страх при расставании с матерью. При этом он часто болеет (2 раза за этот период), что тоже пагубно отражается на процессе адаптации.
В целом дети экспериментальной группы успешно прошли адаптацию. В контрольной группе процесс адаптации проходил достаточно тяжело, и у некоторых детей еще не закончился.
Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации. Часть родителей, например, мама Наташи А. (экспериментальная группа) посещала занятия и занималась изобразительной деятельностью. В результате чего облегчило ей процесс привыкания. Но затрудняет течение адаптации, у этой девочки различие режимов в детском саду и дома. По этому поводу воспитателями была проведена беседа с родителями девочки.
Женя Л. (контрольная группа) более трудно проходит адаптацию, так как часто более и пропускает детский сад. Ребенок был испуган, когда его в первый раз оставили в детском саду. Из-за отрицательных эмоций мальчику не понравилось в детском саду, он со слезами остается в группе. Несмотря на то, что Женю тянет к детям, он не играет с ними, не обращается к воспитателю. У него плохой аппетит и сон.
Еще о педагогике:
Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплано ...
Гуманистические идеи в современной педагогике
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Все больше педагогов понимают: чтобы о ...
Воспитательное воздействие коллектива на личность
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Коллектив - это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляются два значения понятия “коллектив”. Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллект ...