Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования

Страница 2

Рассмотрим понятие компонент. Большой Энциклопедический Словарь дает определение «компонент» (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса

Региональный (национально-региональный) компонент образования в его современном нормативно — установленном виде — относительно новый тип школьного образования. Принятый в 90-х годах Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Основными целями регионального компонента являются:

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития РБ;

обеспечение единства образовательного пространства на территории РБ.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории РБ;

обновление содержания общего образования;

овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования.

Региональный компонент дошкольного образования в республике реализуется в национальных и многонациональных детских садах и группах. В национальных дошкольных образовательных учреждениях ведется обучение и воспитание на следующих родных языках: башкирском, марийском, мордовском, русском, татарском, удмуртском, украинском, чувашском. Анализ деятельности национальных дошкольных образовательных учреждений и национальных групп республики позволил выявить их существенные признаки: изучение родного языка наряду с государственным языком общения – русским (двуязычие); направленность образования на изучение языка, культуры, национального искусства соответствующей этнической группы.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления получен ...

Особенности речевого развития заикающихся детей
В отечественной литературе развивается представление о наличии двух основных форм заикания, которое начинается в детстве: невротической и неврозоподобной. Сравнение результатов исследования речевого онтогенеза, характера речевых артикуляций и психолингвистических показателей выявляет значительное р ...

Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преп ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru