Основные подходы к конспектированию лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Основные подходы к конспектированию лекций

Страница 2

Такое воспроизведение лекций активизирует самостоятельную работу студентов и ведет их по пути наиболее сознательного усвоения знаний. Но опыт показывает, что оно может дать положительные результаты только в том случае, если студенты убедятся в его эффективности и примут за правило обязательно резюмировать лекцию в день ее слушания.

Однако это условие вызывает некоторые трудности, так как в день слушания лекции у студента может не оказаться необходимого времени для записи, а на следующий день будет поздно восстанавливать лекцию по памяти — материал ее несколько «потускнеет», многое из того, что удержалось в памяти в день ее слушания, под влиянием других лекций, занятий и жизненных забот вовсе исчезнет из памяти. Многие студенты не смогут восстановить структуру лекции хотя бы в устной форме; а между тем это в ряде случаев необходимо для полного понимания лекции, для того, чтобы затем подойти к выводам. Утратятся те живые мысли и краски, которые созданы лектором, его отношением к предмету, его живым словом и лекционными демонстрациями. Следовательно, может возникнуть опасность, что студенты останутся без каких бы то ни было записей по курсу, а между тем они необходимы (другое дело — в какой форме). Вряд ли практически возможно провести резюмирование лекций в домашних условиях по всем без исключения предметам, если принять во внимание, что студенты слушают две, а иногда и три двухчасовые лекции в день. На резюмирующую запись их студентам потребовалось бы довольно много времени, тогда как они должны самостоятельно выполнять многочисленные и различные домашние работы, без которых подготовка специалистов не может быть полноценной.

И все же, учитывая ценность воспроизведения лекций для развития самостоятельности студентов, по-видимому, было бы целесообразно выделить преимущественно на старших курсах по одной дисциплине научно-теоретического, философского в своей основе характера, по которой следовало бы попытаться поставить резюмирование лекций в соответствии с советом И.П. Павлова.

Успех в этом случае будет зависеть прежде всего от подготовительной работы, которая должна быть проведена и лектором и деканом факультета. Лектор должен раскрыть перед студентами все преимущества такого способа работы над лекцией. В то же время он должен показать им лучшие образцы резюмирования на примерах студенческих записей по данному лекционному курсу.

Не исключена возможность, что в отдельных случаях сам лектор должен будет создать образец наиболее целесообразного резюмирования, если не окажется удачных студенческих записей.

Однако вряд ли следует вводить такой способ воспроизведения лекций в качестве обязательного, так как у ряда студентов при этом возникнут известные затруднения.

Некоторые из них, не обладая хорошо развитой памятью, несомненно все же предпочтут немедленную запись лекций в аудитории. Располагающие хорошей зрительной или двигательной памятью, как правило, также всегда стремятся конспектировать лекцию в момент их слушания.

Студенты, плохо запоминающие новые термины, имена, даты, цифры, формулы и т. п., непременно захотят записывать их хотя бы в отрывочном, несистематизированном виде. Точно так же будут стремиться к конспектированию и те студенты, которые не могут охватить и удержать в памяти общие выводы.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Методика коррекции оптической дислексии
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и ...

Формирование и развитие - категории педагогики
Педагогика широко использует международные понятия “формирование" и “развитие”. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание - оди ...

Содержание конспектирования
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект - особый вид ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru