Основные подходы к конспектированию лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Основные подходы к конспектированию лекций

Страница 2

Такое воспроизведение лекций активизирует самостоятельную работу студентов и ведет их по пути наиболее сознательного усвоения знаний. Но опыт показывает, что оно может дать положительные результаты только в том случае, если студенты убедятся в его эффективности и примут за правило обязательно резюмировать лекцию в день ее слушания.

Однако это условие вызывает некоторые трудности, так как в день слушания лекции у студента может не оказаться необходимого времени для записи, а на следующий день будет поздно восстанавливать лекцию по памяти — материал ее несколько «потускнеет», многое из того, что удержалось в памяти в день ее слушания, под влиянием других лекций, занятий и жизненных забот вовсе исчезнет из памяти. Многие студенты не смогут восстановить структуру лекции хотя бы в устной форме; а между тем это в ряде случаев необходимо для полного понимания лекции, для того, чтобы затем подойти к выводам. Утратятся те живые мысли и краски, которые созданы лектором, его отношением к предмету, его живым словом и лекционными демонстрациями. Следовательно, может возникнуть опасность, что студенты останутся без каких бы то ни было записей по курсу, а между тем они необходимы (другое дело — в какой форме). Вряд ли практически возможно провести резюмирование лекций в домашних условиях по всем без исключения предметам, если принять во внимание, что студенты слушают две, а иногда и три двухчасовые лекции в день. На резюмирующую запись их студентам потребовалось бы довольно много времени, тогда как они должны самостоятельно выполнять многочисленные и различные домашние работы, без которых подготовка специалистов не может быть полноценной.

И все же, учитывая ценность воспроизведения лекций для развития самостоятельности студентов, по-видимому, было бы целесообразно выделить преимущественно на старших курсах по одной дисциплине научно-теоретического, философского в своей основе характера, по которой следовало бы попытаться поставить резюмирование лекций в соответствии с советом И.П. Павлова.

Успех в этом случае будет зависеть прежде всего от подготовительной работы, которая должна быть проведена и лектором и деканом факультета. Лектор должен раскрыть перед студентами все преимущества такого способа работы над лекцией. В то же время он должен показать им лучшие образцы резюмирования на примерах студенческих записей по данному лекционному курсу.

Не исключена возможность, что в отдельных случаях сам лектор должен будет создать образец наиболее целесообразного резюмирования, если не окажется удачных студенческих записей.

Однако вряд ли следует вводить такой способ воспроизведения лекций в качестве обязательного, так как у ряда студентов при этом возникнут известные затруднения.

Некоторые из них, не обладая хорошо развитой памятью, несомненно все же предпочтут немедленную запись лекций в аудитории. Располагающие хорошей зрительной или двигательной памятью, как правило, также всегда стремятся конспектировать лекцию в момент их слушания.

Студенты, плохо запоминающие новые термины, имена, даты, цифры, формулы и т. п., непременно захотят записывать их хотя бы в отрывочном, несистематизированном виде. Точно так же будут стремиться к конспектированию и те студенты, которые не могут охватить и удержать в памяти общие выводы.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по внедрению мультимедийных методов при изучении школьного курса «Биология» в 7-8 классах
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ №5 г. Борисоглебск в 7 и 8 классах. Были проведены констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный срез. На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос учащихся 7 и 8 классов, с целью выявления уровня ...

Заголовок как сильная позиция текста
В современной лингвистике текста под сильными позициями подразумевается «специфическая организация текста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста . установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усиление эмоциональности и эстетического эффекта, уст ...

Уголок природы в подготовительной к школе группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru