Основные подходы к конспектированию лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Основные подходы к конспектированию лекций

Страница 2

Такое воспроизведение лекций активизирует самостоятельную работу студентов и ведет их по пути наиболее сознательного усвоения знаний. Но опыт показывает, что оно может дать положительные результаты только в том случае, если студенты убедятся в его эффективности и примут за правило обязательно резюмировать лекцию в день ее слушания.

Однако это условие вызывает некоторые трудности, так как в день слушания лекции у студента может не оказаться необходимого времени для записи, а на следующий день будет поздно восстанавливать лекцию по памяти — материал ее несколько «потускнеет», многое из того, что удержалось в памяти в день ее слушания, под влиянием других лекций, занятий и жизненных забот вовсе исчезнет из памяти. Многие студенты не смогут восстановить структуру лекции хотя бы в устной форме; а между тем это в ряде случаев необходимо для полного понимания лекции, для того, чтобы затем подойти к выводам. Утратятся те живые мысли и краски, которые созданы лектором, его отношением к предмету, его живым словом и лекционными демонстрациями. Следовательно, может возникнуть опасность, что студенты останутся без каких бы то ни было записей по курсу, а между тем они необходимы (другое дело — в какой форме). Вряд ли практически возможно провести резюмирование лекций в домашних условиях по всем без исключения предметам, если принять во внимание, что студенты слушают две, а иногда и три двухчасовые лекции в день. На резюмирующую запись их студентам потребовалось бы довольно много времени, тогда как они должны самостоятельно выполнять многочисленные и различные домашние работы, без которых подготовка специалистов не может быть полноценной.

И все же, учитывая ценность воспроизведения лекций для развития самостоятельности студентов, по-видимому, было бы целесообразно выделить преимущественно на старших курсах по одной дисциплине научно-теоретического, философского в своей основе характера, по которой следовало бы попытаться поставить резюмирование лекций в соответствии с советом И.П. Павлова.

Успех в этом случае будет зависеть прежде всего от подготовительной работы, которая должна быть проведена и лектором и деканом факультета. Лектор должен раскрыть перед студентами все преимущества такого способа работы над лекцией. В то же время он должен показать им лучшие образцы резюмирования на примерах студенческих записей по данному лекционному курсу.

Не исключена возможность, что в отдельных случаях сам лектор должен будет создать образец наиболее целесообразного резюмирования, если не окажется удачных студенческих записей.

Однако вряд ли следует вводить такой способ воспроизведения лекций в качестве обязательного, так как у ряда студентов при этом возникнут известные затруднения.

Некоторые из них, не обладая хорошо развитой памятью, несомненно все же предпочтут немедленную запись лекций в аудитории. Располагающие хорошей зрительной или двигательной памятью, как правило, также всегда стремятся конспектировать лекцию в момент их слушания.

Студенты, плохо запоминающие новые термины, имена, даты, цифры, формулы и т. п., непременно захотят записывать их хотя бы в отрывочном, несистематизированном виде. Точно так же будут стремиться к конспектированию и те студенты, которые не могут охватить и удержать в памяти общие выводы.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...

Анализ представлений учителя об образе учеников
Для обработки результатов применялись дисперсионный, факторный, корреляционный и кластерный анализы. В результате корреляционного анализа по элементам наибольшая связь между ролью непринимаемого и ролью частично принимаемого (r=0,644). Можно сказать, что для учителя, частично принимаемые ученики по ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru