Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»

Статьи о педагогике » Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе » Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»

Страница 2

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждого ребенка учителю необходимо систематически проводить самостоятельные работы. В результате чего он сможет следить за успеваемостью детей.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.

В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного.

Наиболее удобное средство работы с дифференцированными заданиями уже давно известно — это карточки. С ними школьники успешно работают на уроках математики и русского языка. В практике уроков природоведения они незаслуженно обойдены вниманием. А именно набор карточек по теме поможет осуществлению индивидуального подхода к ученику. Наиболее рационально компоновать варианты карточек к каждому уроку, к каждому понятию. Дифференцированные задания на карточках успешно используются, если нужно подвести ученика к формулированию какого-то положения, т. е. провести обобщение. Причем, учитывая, что часть учеников уже имеют обобщать, для других — это сложная, но вполне выполнимая задача, а третьи смогут ее выполнить только при определенной помощи, не только ход работы, но и окончательный вывод может иметь несколько различные формулировки.

Таким образом, в течение урока учитель обычно использует фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Принято считать, что самостоятельная работа может проводиться только при первичном закреплении, повторении, контроле знаний учеников. Однако, индивидуальная самостоятельная работа возможна и на этапе изучения нового в том случае, если новая информация основана на имеющимся у учеников жизненном опыте. Причем, в задание можно включить и какие-то небольшие выводы, суждения. Обычно в педагогической практике изучение нового материала проходит в форме фронтальной работы, при этом учитель обращается ко всему классу и имеет возможность включать лишь элементы для медленно работающих учеников, но способных, тем не менее, усвоить материал на этапе первичного восприятия, самостоятельная работа будет включать первое задание без слов для справок.

В младшем школьном возрасте самостоятельность на уроках окружающего мира проявляется уже в способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Культура письма при конспектировании лекций
В современных условиях, как известно, более широко практикуется конспектирование, ведущееся одновременно со слушанием лекции. Такое конспектирование, если оно правильно поставлено и не является самоцелью, имеет известное вспомогательное значение для студентов. Конспектирование является средством ра ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащи ...

Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru