Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

Статьи о педагогике » Воспитание и обучение детей в ДОУ » Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

Страница 1

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды:

период новорожденности (до отпадения пуповины);

грудной возраст (до одного года);

период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет);

период старшего детства (с 8 до 11 лет);

период полового созревания (12—17 лет).

На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов:

новорожденный — от 1 до 10 дней;

грудной возраст — от 10 дней до 1 года;

раннее детство — от 1 года до 3 лет;

первое детство — от 4 до 7 лет;

второе детство:

мальчики — от 8 до 12 лет;

девочки — от 8 до 11 лет;

подростковый возраст:

мальчики — от 13 до 16 лет;

девочки — от 12 до 15 лет;

юношеский возраст:

юноши — от 17 до 21 года;

девушки — от 16 до 20 лет.

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают возрастные периоды:

период новорожденности (первые две-три недели жизни);

грудной возраст (до года);

преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

школьный возраст:

младший (от 7 до 10 лет),

средний (от 11 до 14 лет),

старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Такое деление на возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?” (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...

Организационная деятельность заведующего дошкольным образовательным учреждением
К управлению детским садом заведующая привлекает всех педагогов, родителей. Содержанием организаторской деятельности при этом является: 1. Определение роли каждого члена коллектива в решении поставленных задач; 2. Распределение работы между сотрудниками; 3. Определение персональной ответственности; ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru