Подробно роль дидактической игрушки в познавательном развитии ребенка раннего возраста была рассмотрена Л.Н. Павловой. Ей же была разработана классификация дидактических игрушек, рекомендованных для занятий с детьми раннего возраста:
1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Упражнения с данными видами игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывание и снятие предметов.
2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограмм др.) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине или форме.
3. Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также составления одноцветных и разноцветных башен. Данный вид игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.
4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, яйца и пр.) способствуют формированию пространственной ориентировки, умения собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей (подобранные по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам).
5. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (шишки, желуди, листы), группируемые по цвету, величине или форме.
6. Разнообразные конструкторы: крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей, наборы строительного материала деревянного и пластмассового, крупных, мелких и средних размеров, конструктор по типу Lego-duplo.
7. «Почтовые ящики», доски Сегена.
8. Наборы «Маленькие и большие» (фигурки людей, животных, геометрических форм);
9. Наборы кубиков и шаров различного цвета и величины;
10. Лото (овощи, фрукты, посуда и т.п.);
11. Игры типа «Парные картинки»;
12. Лото «Разрезные картинки» (из 2-х, 3-х частей);
13. Музыкальные игрушки: погремушки с бубенцами и колокольчиками, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» – низкий и высокий, тихий и громкий. Такие игрушки должны иметь чистое, приятое мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребенка своим внешним видом.
14. Сюжетно-образные игрушки: различные куклы; фигурки людей и животных (игрушки в виде реалистических скульптур из различного рода материалов); предметы игрового обихода (игрушки и атрибуты, изображающие пред меты быта и культуры); технические игрушки (игрушки, изображающие средства передвижения, простейшие орудия труда).
В дальнейшем при игровой развивающей работе с ребенком, направленной на увеличение словаря и развитие речи в целом, целесообразно использование и дидактических игр, и игрушек, предназначенных для развития специфических действий с предметами, что, в свою очередь, способствует пониманию и анализу свойств предметов (их величины, цвета, формы, качества поверхности) и, соответственно, способствует развитию не только речи, но и таких психических функций, как память, внимание, мышление, воображение.
Еще о педагогике:
Нарушения письменной речи у учащихся
Процесс овладения грамотой чаще всего понимается как усвоение определенного перечня буквенных образов и умение связывать буквы в слоги, слова в предложения. При чтении предполагается умение воспринять готовые буквенные сочетания, при письме – умение самостоятельно их составлять. Поэтому многие мето ...
Идея школы Амонашвили
Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой. – Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сот ...
Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного
возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...