Возможные направления изменений жизни детей в домах ребенка

Страница 2

Считаем интересным в данном случае привести результаты исследования Р.Ж. Мухамедрахимова. Исследователем был проведен опрос персонала домов ребенка. Ответы сотрудниц дома ребенка, в котором проводилось исследование, показали, что, с их точки зрения, для улучшения состояния детей требуется не столько увеличение медицинского обслуживания (этот пункт отметили лишь 5% сотрудниц) или специальных педагогических занятий (8%), сколько большее общение и внимание со стороны персонала (57%), наличие близкого, всегда доступного ребенку человека (54%), изменение условий проживания (30%). Среди причин своего недостаточного общения с детьми женщины выделили нехватку времени вследствие занятости основной (согласно Положению о домах ребенка – прежде всего лечебной и педагогической) работой (57%) и нежелание формирования привязанности с ребенком (37%). Сотрудницы считают, что могли бы лучше работать, если бы уменьшилось число детей в группе (76%), младенцев не переводили, при достижении определенного режимом возраста, из одной группы в другую, в новую обстановку и к новым людям (30%) и им предоставили больше самостоятельности, больше доверяли и меньше контролировали (30%). Персонал отмечает необходимость реорганизации системы домов ребенка.

Как отмечает Р.Ж. Мухамедрахимов, ближайшее социальное окружение ребенка должно отвечать по крайней мере двум основным требованиям. Во-первых, это стабильность и постоянство, когда за ребенком постоянно ухаживает одни или несколько наиболее близких людей. Во-вторых, это социальная отзывчивость близких взрослых и соответствие их поведения потребностям развития ребенка. Предполагается, что эти характеристики необходимы для обеспечения нормального развития и психического здоровья ребенка. Однако, как было указано выше, именно эти стороны поведения персонала не соответствуют потребностям детей раннего возраста и требуют особенно пристального внимания при организации жизни детей в домах ребенка.

В настоящее время широко распространена позиция о реорганизации домов интернатного типа с соблюдением таких соответствующих психологическим потребностям детей требований, как постоянство места проживания (вплоть до совершеннолетия), стабильность круга близких людей, уменьшение количества детей на одного взрослого до 3-5 и создание разновозрастных групп, свобода контактов с окружающим миром, привлечение к воспитанию детей мужчин, психологический отбор и повышение уровня квалификации персонала.

В соответствии с данной концепцией Р.Ж. Мухамедрахимовым была сформулирована программа раннего вмешательства в домах ребенка. В программе выделяются наиболее важные и возможные в существующих условиях мероприятия, связанные и не связанные со структурными преобразованиями в доме ребенка.

Среди основных мероприятий, связанных с изменением структуры дома ребенка, автор выделяет следующие: прекращение перевода детей из одной группы в другую, от одних людей к другим; организация жизни детей небольшой группой с постоянным проживанием в одних и тех же помещениях; выделение нескольких наиболее подходящих сотрудников для выполнения в группе родительских функций, роли наиболее близких детям взрослых; изменение расписания работы наиболее близких детям взрослых с вахтовой (сутки через трое) на ежедневную сменную по скользящему графику; создание условий для совместного проживания в группе детей разного возраста; удовлетворение потребности свободного общения с детьми и взрослыми внутри и за пределами дома ребенка.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...

Портфолио как средство диагностики образованности
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru