Считаем интересным в данном случае привести результаты исследования Р.Ж. Мухамедрахимова. Исследователем был проведен опрос персонала домов ребенка. Ответы сотрудниц дома ребенка, в котором проводилось исследование, показали, что, с их точки зрения, для улучшения состояния детей требуется не столько увеличение медицинского обслуживания (этот пункт отметили лишь 5% сотрудниц) или специальных педагогических занятий (8%), сколько большее общение и внимание со стороны персонала (57%), наличие близкого, всегда доступного ребенку человека (54%), изменение условий проживания (30%). Среди причин своего недостаточного общения с детьми женщины выделили нехватку времени вследствие занятости основной (согласно Положению о домах ребенка – прежде всего лечебной и педагогической) работой (57%) и нежелание формирования привязанности с ребенком (37%). Сотрудницы считают, что могли бы лучше работать, если бы уменьшилось число детей в группе (76%), младенцев не переводили, при достижении определенного режимом возраста, из одной группы в другую, в новую обстановку и к новым людям (30%) и им предоставили больше самостоятельности, больше доверяли и меньше контролировали (30%). Персонал отмечает необходимость реорганизации системы домов ребенка.
Как отмечает Р.Ж. Мухамедрахимов, ближайшее социальное окружение ребенка должно отвечать по крайней мере двум основным требованиям. Во-первых, это стабильность и постоянство, когда за ребенком постоянно ухаживает одни или несколько наиболее близких людей. Во-вторых, это социальная отзывчивость близких взрослых и соответствие их поведения потребностям развития ребенка. Предполагается, что эти характеристики необходимы для обеспечения нормального развития и психического здоровья ребенка. Однако, как было указано выше, именно эти стороны поведения персонала не соответствуют потребностям детей раннего возраста и требуют особенно пристального внимания при организации жизни детей в домах ребенка.
В настоящее время широко распространена позиция о реорганизации домов интернатного типа с соблюдением таких соответствующих психологическим потребностям детей требований, как постоянство места проживания (вплоть до совершеннолетия), стабильность круга близких людей, уменьшение количества детей на одного взрослого до 3-5 и создание разновозрастных групп, свобода контактов с окружающим миром, привлечение к воспитанию детей мужчин, психологический отбор и повышение уровня квалификации персонала.
В соответствии с данной концепцией Р.Ж. Мухамедрахимовым была сформулирована программа раннего вмешательства в домах ребенка. В программе выделяются наиболее важные и возможные в существующих условиях мероприятия, связанные и не связанные со структурными преобразованиями в доме ребенка.
Среди основных мероприятий, связанных с изменением структуры дома ребенка, автор выделяет следующие: прекращение перевода детей из одной группы в другую, от одних людей к другим; организация жизни детей небольшой группой с постоянным проживанием в одних и тех же помещениях; выделение нескольких наиболее подходящих сотрудников для выполнения в группе родительских функций, роли наиболее близких детям взрослых; изменение расписания работы наиболее близких детям взрослых с вахтовой (сутки через трое) на ежедневную сменную по скользящему графику; создание условий для совместного проживания в группе детей разного возраста; удовлетворение потребности свободного общения с детьми и взрослыми внутри и за пределами дома ребенка.
Еще о педагогике:
Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...
Сущность педагогики сотрудничества
В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Традиционное об ...
Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...