Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 2

Изучение роли общения со взрослым в становлении вербальной функции у детей проводилось под руководством М.И. Лисиной. Была высказана гипотеза о том, что особенности становления вербальной функции у воспитанников закрытых детских учреждений вызваны некоторым качественным своеобразием их общения с окружающими людьми, а именно задержками перехода их от ситуативно-личностной формы общения к ситуативно-деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации.

Проверке этого предположения было посвящено исследование Т.А. Финашиной и А.Г. Рузской (1982). В ходе данного эксперимента производилось сопоставление становления речи у детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в разных условиях (в закрытых детских учреждениях и в семье), и характера их общения со взрослыми по ряду связанных между собой параметров.

М.И. Лисина (1980) высказала общие соображения о комплексе качественно отличительных черт общения со взрослым у детей, воспитывающихся в семье и в закрытом детском учреждении. Она считала, что дети, воспитывающиеся в семье, контактируют с ограниченным количеством взрослых (одним – двумя). Эти взрослые и их программа поведения постоянны. Дети вступают в качественно однородные эмоциональные связи с ними. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер. Взрослые, с которыми дети контактируют, относятся к категории близких людей; их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми, общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным. Поведение ребенка регламентируется взрослыми мягко.

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Воздействия взрослого носят, скорее, характер групповой отнесенности. Поведение детей жестко регламентируется взрослыми и приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка.

Анализ результатов исследования показал, что дети, воспитывающиеся в разных условиях, в неодинаковой степени овладевают речью.

Дети, воспитывающиеся в семье, к концу второго года жизни в подавляющем большинстве случаев активно овладевают речью (более 70%). В домах ребенка таких детей значительно меньше (около 40%). И в семье, и в домах ребенка были дети, не достигшие уровня понимания речи. Их возраст – конец первого начало второго полугодия жизни.

Возрастные срезы показывают, что особенности воспитания сказываются на разных сторонах развития речи у детей, и прежде всего на сроках ее возникновения. Так, понимание речи у воспитанников семьи и домов ребенка обнаруживается уже во втором полугодии жизни, но у детей из семьи это случается в два раза чаще, чем у их ровесников, растущих в депривационных условиях.

К активной речи дети, растущие в семье, переходят в конце второго полугодия жизни, дети из дома ребенка – в конце третьего. Условия жизни сказываются также и на темпах развития речи у детей. Большая часть воспитанников из домов ребенка и в конце третьего года жизни еще не владеют активной речью; в семье к этому времени таких детей в 3 – 4 раза меньше.

Данные исследования свидетельствуют, что активная речь у детей, воспитывающихся в разных условиях, качественно неодинакова. Исследователями были установлены четыре уровня развития активной речи у детей: два высших (I и II) и два низших (III и IV).

Уровень I характеризовался использованием при общении сложных речевых конструкций. Уровень II отличает преимущественное использование двухсловных предложений. Дети, находящиеся на III уровне овладения активной речью, произносят отдельные слова (глаголы, существительные, местоимения выступающие в функции целого предложения). Самый низкий уровень IV – это тот, при котором ребенок проговаривает отдельные слова с повторяющимися слогами, обозначающие, как правило, отдельный предмет или лицо («ма-ма», «ба-ба», «ав-ав» и т.п.).

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты: 1 ребенок с высоким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета; 4 ребенка со средним уровнем сформированности; 5 детей с низким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета. Отобразим данны ...

Осмысление заголовка как один из приемов понимания текста
Понимание текста есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситу ...

Планирование работы по физическому воспитанию
За основу своей работы по физическому воспитанию и совершенствованию детского организма взяла авторскую программу В.Г. Алямовской «Здоровье», как комплексную систему воспитания ребенка – дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством с ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru