Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 3

Исследование показало, что около 80% детей из домов ребенка находятся на низких уровнях овладения активной речью, примерно 60% детей и к концу третьего года жизни соответствуют IV уровню. И только 14,3% детей поднимаются к этому времени до уровня II.

Дети из семьи преимущественно (64%) активно владеют речью на высших ее уровнях. Возрастной срез продемонстрировал, что та часть детей из Дома Ребенка, которые поднимаются к уровням II и III активной речи, проделывают это только к концу третьего года жизни, в то время как дети, воспитывающиеся в семье, достигают их уже к полутора годам.

Исследователи отмечают, что тенденция обогащения речи в значительно большей степени обнаруживается у детей, растущих в семье. Речь воспитанников дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативна, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. У детей из семьи речь возникает в ее активной и пассивной формах раньше, чем у воспитанников из домов ребенка; становление ее совершается на более коротком отрезке времени, оформление ее высших уровней происходит рано.

Понимание депривированными детьми раннего возраста речи взрослого также имеет свои особенности. Дети, растущие в семье, начинают применять слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого, далее происходит стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также столь же быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. Воспитанники Домов Ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне понимания речи взрослого. Дальнейшее развитие активной речи и понимания ее идет медленно, растянуто во времени и не достигает высоких ступеней ни в том, ни в другом.

Рассмотренные данные позволяют выделить следующие причины отставания развития речи воспитанников домов ребенка:

1. Раннее снижение лепетной активности и, как следствие, несовершенство артикуляции;

2. Недостаток развития сложных слуховых дифференцировок, чему мешают условия воспитания в домах ребенка – неспокойная обстановка, шум, сенсорная депривация, ведущая к падению нормы слышимой речи;

3. Дефицит речевого общения со взрослым;

4. Недостаточность эмоциональных контактов;

5. Недостаток развития понимания речи;

6. Особенность речевого общения воспитателей с детьми. Речь воспитателей, как правило, не является индивидуально адресованной конкретному ребенку. Вследствие этого она не мобилизует слух детей. Кроме того, речь воспитателей детских учреждений чаще всего является директивным призывом к действию, а не стимулом для ответа.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Результаты выполнения индивидуального задания. Проведение урока педагогики «Виды и механизмы памяти»
Обоснование выбора темы: память играет ведущую роль в познавательной и в любой другой деятельности человека и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что они узнали о действительност ...

Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе
Неотъемлемой частью любого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке. Каждый день в течение всей жизни мы ...

Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru