Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Статьи о педагогике » Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста » Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Страница 3

Исследование показало, что около 80% детей из домов ребенка находятся на низких уровнях овладения активной речью, примерно 60% детей и к концу третьего года жизни соответствуют IV уровню. И только 14,3% детей поднимаются к этому времени до уровня II.

Дети из семьи преимущественно (64%) активно владеют речью на высших ее уровнях. Возрастной срез продемонстрировал, что та часть детей из Дома Ребенка, которые поднимаются к уровням II и III активной речи, проделывают это только к концу третьего года жизни, в то время как дети, воспитывающиеся в семье, достигают их уже к полутора годам.

Исследователи отмечают, что тенденция обогащения речи в значительно большей степени обнаруживается у детей, растущих в семье. Речь воспитанников дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативна, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. У детей из семьи речь возникает в ее активной и пассивной формах раньше, чем у воспитанников из домов ребенка; становление ее совершается на более коротком отрезке времени, оформление ее высших уровней происходит рано.

Понимание депривированными детьми раннего возраста речи взрослого также имеет свои особенности. Дети, растущие в семье, начинают применять слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого, далее происходит стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также столь же быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. Воспитанники Домов Ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне понимания речи взрослого. Дальнейшее развитие активной речи и понимания ее идет медленно, растянуто во времени и не достигает высоких ступеней ни в том, ни в другом.

Рассмотренные данные позволяют выделить следующие причины отставания развития речи воспитанников домов ребенка:

1. Раннее снижение лепетной активности и, как следствие, несовершенство артикуляции;

2. Недостаток развития сложных слуховых дифференцировок, чему мешают условия воспитания в домах ребенка – неспокойная обстановка, шум, сенсорная депривация, ведущая к падению нормы слышимой речи;

3. Дефицит речевого общения со взрослым;

4. Недостаточность эмоциональных контактов;

5. Недостаток развития понимания речи;

6. Особенность речевого общения воспитателей с детьми. Речь воспитателей, как правило, не является индивидуально адресованной конкретному ребенку. Вследствие этого она не мобилизует слух детей. Кроме того, речь воспитателей детских учреждений чаще всего является директивным призывом к действию, а не стимулом для ответа.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...

Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Опираясь на мнение Лалаевой Р. И можно сказать что для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недора ...

Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении
Обучение детей и подростков с детским церебральным параличом осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: · дети с церебральным параличом; · с последствиями полиомиелит ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru