В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов.
В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
Логопедическое воздействие, как уже говорилось выше, осуществляется различными методами.
К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются:
Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
Конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);
Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
Речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);
Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы – формы усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относят:
Наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
Рассматривание рисунков, картин, макетов;
Демонстрация диа- и кинофильмов;
Прослушивание аудиозаписей;
Показ образца выполнения задания, способа действия.
Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.
Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей – процесс длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.
Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формирований операций анализа, синтеза, сравнения. В логопедической работе широко используется прием сравнения на всех этапах логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения (сравнивается правильное и неправильное произношение звука, проводится сравнение отрабатываемых звуков с фонетически далекими, а затем близкими звуками и другое).
Еще о педагогике:
Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической
деятельности
Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц. прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию. Артикуляция звука С: Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык – кончик ...
Традиционные приемы работы над заголовком текста в
начальной школе
В школьной практике работа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще в начальной школе. При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа: дотекстовый (этап антиципации); текстовый (контроль понятия содержания); послетекстовый (анализ и оценка). Рассмотрим при ...
Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого
уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...