Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста » Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Страница 3

С целью представлений о глубинно-семантической структуре предложений необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке.

В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания существительных с глаголами и прилагательными, изменение по лицам, числам, родам и т.д. Усвоению косвенных падежей способствует применение игровых приемов, картинок, вопросов («Кто самый наблюдательный?», «Кому нужны эти вещи?»).

Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической в следующей последовательности:

развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное, основное и фоновое;

формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности;

развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, пересказы текстов);

перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму.

Последовательность в работе над связным текстом такова:

- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;

- пересказ по сюжетной картинке;

- пересказ без опоры на наглядность;

- пересказ на основе деформированного текста;

- рассказ по серии сюжетных картинок;

- рассказ по сюжетной картинке;

- самостоятельный рассказ.

Коррекция нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Так широко используется сравнение фонетически близких звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

Развитию у детей с интеллектуальными нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр.

Примерные игры и упражнения по развитию речи младших школьников с умственной отсталостью представлены в приложении.

Хочется отметить, что последнее время в логопедической работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди которых:

игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия. Но остановимся на более эффективных и целесообразных.

Аромотерапия – лечение с помощью эфирных масел, позволяет нормализовать мышечный тонус, повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Вероятное положительное влияние на психику ( психоэмоциональное состояние) эфирных масел.

Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.

Лавандовое – снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

Мятное – повышает настроение.

Ромашковое (аптечная римская ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.

Розмариновое – улучшает память, действует расслабляющее.

Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, выявляет резервные силы в организме; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.

Пихтовое – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru