Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта

Страница 4

2.Изучение уровня связной речи детей.

Методические указания.

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (таблица 2).

1.

Понимание текста.

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль.

2.

Структурирование текста.

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста).

3.

Лексика.

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

4.

Грамматика.

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5.

Плавность речи.

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

10 баллов - высшая оценка воспроизведения текста;

2 балла – правильное воспроизведение;

1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок;

0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.

3.Изучение словарного запаса детей.

Методические указания.

Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта.

Педагог называет понятие, объединяющее несколько картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.

В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов.

Высшая оценка – 30 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот».

Ребенку предлагается подобрать к названному слову, противоположное по значению. Всего предлагают 10 слов ( например: грустный-веселый, старый-молодой, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко, смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).

Высшая оценка – 10 баллов.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому».

Ребенку предлагается подобрать к названному слову, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Сущность алгебраического метода решения текстовых задач
Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или системы неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным. ...

Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru