Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта

Страница 2

В логопедической работе по коррекции нарушений речи у данной категории детей есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Основными формами логопедического воздействия являются: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение (внешние и внутренние, биологические и социальные).

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Важным направлением работы по развитию речи умственно отсталых детей является: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой и других); специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей.

Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическими опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

М.А. Поваляева (2001г.), освещая вопросы изучения уровня речевого развития детей, отмечала, что диагностические методики используются как врачами (психоневрологами, психиатрами, невропатологами), так и дефектологами, психологами, логопедами.

Неэффективность применяемых методик, слабость диагностики перекрываются экспериментальными данными клинического, педагогического и логопедического обследования. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все методики вербальные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Результаты работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения
Эффективность проводимой мною работы по оптимизации двигательной активности у детей, имеющих нарушения зрения, подтверждают результаты физического развития детей 1 средней группы. Диаграмма 1. Так, из представленной диаграммы видна положительная динамика в состоянии физического развития детей выдел ...

Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новы ...

Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru