Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта

Страница 2

В логопедической работе по коррекции нарушений речи у данной категории детей есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Основными формами логопедического воздействия являются: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение (внешние и внутренние, биологические и социальные).

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Важным направлением работы по развитию речи умственно отсталых детей является: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой и других); специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей.

Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическими опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

М.А. Поваляева (2001г.), освещая вопросы изучения уровня речевого развития детей, отмечала, что диагностические методики используются как врачами (психоневрологами, психиатрами, невропатологами), так и дефектологами, психологами, логопедами.

Неэффективность применяемых методик, слабость диагностики перекрываются экспериментальными данными клинического, педагогического и логопедического обследования. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все методики вербальные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать ...

Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникал ...

Организация окружающей предметной среды в домах ребенка
Организуя окружающую среду для воспитанников дома ребенка, в основном придерживаются общих принципов, однако следует помнить, что для данной категории детей предметно-развивающая среда приобретает значительно большую значимость, чем для детей, воспитывающихся в семьях. Основные направления преобраз ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru