Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста » Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

Страница 2

Память. Дети оказываются в состоянии запомнить сравнительно большое количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер, начинает становиться произвольным.

Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники приобретают значительные знания на основе словесных объяснений, а также при чтении учебной и другой литературы.

Происходят большие изменения в развитии мышления. Школьник начинает отчетливо осознавать связь между причиной и следствием, постепенно овладевает способностью формулировать эти причинно-следственные связи. Появляется мышление, основанное на абстракции и обобщении.

Во время обучения в школе учащиеся овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между общими и менее общими понятиями. С 3 класса отмечается дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и другим). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Важную положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущая роль теперь принадлежит учению, учебной деятельности. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и другие).

Развитие личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учению не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. Формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.

Итак, ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.

Система «ребенок-взрослый» дифференцируется: «ребенок-учитель», и «ребенок-родители».

Ведущая деятельность – учебная – непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

Достижения возраста:

Когнитивная сфера.

интеллектуализация психических процессов, их осознание;

развитие произвольности познавательных процессов;

формирование отвлеченного словесно-логического мышления;

целенаправленное и произвольное наблюдение как форма восприятия;

расширение объема произвольного внимания и умения распределять его между разными видами действий;

осознание мнемической задачи;

интенсивное формирование приемов запоминания, увеличение удельного веса смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным;

управление процессами запоминания, воспроизведения, припоминания;

увеличение признаков и свойств в образах воображения.

Эмоциональная сфера.

эмоционально-положительное отношение к себе;

сдержанность в выражении эмоций, умение владеть своими чувствами;

способность проявлять гнев не столько в моторной форме, сколько в словесной;

новые оттенки в выражении чувств: ирония, насмешка, сомнение;

формирование моральных чувств: совести, долга, сопричастности общему делу;

гордость не только одобряемым взрослым поступком, но и своими положительными качествами;

эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоционального состояния другого человека).

Мотивационная сфера.

насыщение мотивов новым социальным содержанием;

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru