Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха

Статьи о педагогике » Дидактическая игра как средство развития слабослышащих младших школьников » Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха

Страница 2

Последовательность планируемых игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи, уровнем развития слухового восприятия. Для успешного развития слуха очень важно проводить игры систематически. В соответствии с возрастом детей игры необходимо усложнять.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми учащимися, начиная с подготовительного класса.

Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся.

Используемые в игре звуки должны являться сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых детям из жизненной практики и представляющих для них определенный интерес. Только тогда звуковые впечатления приобретут определенный смысл и будут содействовать активизации мышления учащихся в процессе игр, максимальной мобилизации слуховых возможностей.

Речевой материал, используемый в дидактических играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. Мнение классного руководителя и учителя по слуховой работе в этом случае является чрезвычайно важным. Таким образом, содержание игр должно планироваться совместно учителем класса, учителем по слуховой работе и воспитателем.

Кроме того, на внеклассном занятии необходимо научить детей играть друг с другом самостоятельно, а также проводить игры с младшими товарищами.

Игры предоставляют школьникам с нарушенным слухом возможность упражняться в восприятии речи с помощью индивидуального слухового аппарата, почувствовать необходимость в нем при общении.

Дидактическая игра в рабате с детьми с нарушениями слуха, таким образом, выполняют ряд функций:

- дидактическую – формирование соответствующих знаний и умений, навыков;

- развивающую – формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;0

- коммуникативную – умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;

- релаксационную – игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;

- коррекционную – в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.

Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования во внеурочной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха.

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.

Дидактическая игра вносит вклад во всестороннее развитие детей. Разнообразные дидактические игры в младшей школе способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности и дисциплинированности.

Игра в начальной школе приобретает личностный смысл. Со стороны учителя игра требует тонкой и точной инструментовки, осторожного с ней обращения. Тогда игра поможет педагогу сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения, заторможенности, она не только приобщит детей к учебному процессу, но и поможет создать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, хорошее отношение к учебе, поможет им привыкнуть к новым для них условиям, создаст условия для продуктивного взаимодействия с одноклассниками. В игре происходит адаптация младших школьников к системе общественно-полезной деятельности.

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.

При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдаю из-за снижения слуха.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами, игрушками наиболее полно познается их значение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в опред ...

Миссия воспитателя в дошкольном учреждении
Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует. В современном мире невозможно воспитать ребенк ...

Содержание конспектирования
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект - особый вид ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru