Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника

Страница 2

Руководствуясь игрой, учитель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию.

Большое значение в этот период имеют совместные игры со сверстниками. В таких играх дети учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и учителя партнерами, людьми, способными открыть друг другу свои мысли и чувства в интересах общего дела.

Игра в этот период приобретает личностный смысл, который реализуется в конкретных игровых навыках. Игра своим содержанием задает условия, которым надо соответствовать, чтобы стать участником этой ситуации. Как отмечает А.А. Рояк, через отношение сверстников к игровым качествам ребенка последний получает достаточно психологического материала для осознания динамических особенностей своего Я. Так, особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но еще и не умеет сотрудничать – мешает игре. Этого ребенка не только будут сторониться, но просто выгонят из игры. Не менее активно отвергаются и те дети, которые излишне подвижны, не умеют произвольно себя вести, хотя они могут быть вполне умелы и дружелюбны. Эта же участь постигает и медлительных детей, не умеющих развивать необходимый динамизм действий, от таких детей сверстники попросту убегают.

Такой ребенок станет застенчивым, робким, что непременно отразится в учебе. Это естественно: робкому ребенку, особенно если он чувствует себя хуже других, трудно выступать перед коллективом.

В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчетливо осознают высокие моральные принципы. Важно, чтобы педагог выступал при этом не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора. Именно эту роль А.С. Макаренко считал важнейшей и специфической в воспитательном процессе.

Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения. Игра поможет педагогу сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения, заторможенности. Тогда игра не только приобщит детей к учебному процессу, но и поможет создать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, хорошее отношение к учебе, поможет им привыкнуть к новым для них условиям, создаст условия для продуктивного взаимодействия с одноклассниками. В игре происходит адаптация младших школьников к системе общественно-полезной деятельности.

В развитии и обучении младших школьников помогает дидактическая игра.

Дидактические игры – это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей.

Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели, З.М. Богуславская, Т.М. Бабунова и др.). Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит большие возможности в этом плане.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Использование дидактических игр во внеурочное время с младшими школьниками с нарушениями слуха
Трудности спонтанного развития игровой деятельности детй с нарушением слуха обуславливают необходимость специального методического руководства. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формир ...

Воспитания гражданина и патриота в России 19 века
В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека п ...

Сложные случаи анализа ошибок
Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru