Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника

Страница 1

А.С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…".

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

По выражению С.Л. Рубинштейна, "в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.

А.Н. Леонтьев говорит о важности игры для воспитания чувств: может быть, в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.

Д.Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека.

Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Завтрашнему школьнику необходимо уметь выбрать для себя полезное дело в часы досуга, самостоятельно выполнить намеченное. Важно, чтобы дети пришли в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями. Потому как по приходу в школу дети столкнутся с определенными трудностями: смена деятельности, новый коллектив, новые правила и нормы поведения. Детям, которые чем-то увлечены, легче найти товарищей по интересам, адаптироваться к новым условиям.

Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Переходы между игрой и трудовой деятельностью в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот.

Игра имеет большое значение, когда ребенок поступает в школу. Внимание детей не настолько устойчиво, чтобы запоминать весь учебный материал, даваемый на уроках. У младших школьников повышенная утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поэтому элементы игры иногда, полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми данного возраста в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр. Учителю необходимо заинтересовать детей материалом, вводя игры и игровые ситуации: им легче запоминается то, что интересно.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Устаревшие слова как один из пластов русской лексики
Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка. Понятия «лексика» и «лексикология» наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым . Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических – в противоположность г ...

Место межличностного взаимодействия в системе отношений
В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной дей ...

Эволюционная, или ложная, дисграфия
Специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности. Ошибки начинающих обучение школьников могут быт ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru