Особенности организации урока музыки в школе

Статьи о педагогике » Воспитание школьников средствами классического джаза » Особенности организации урока музыки в школе

Страница 2

Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.

В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:

1)коммуникативная, связанная с общением по поводу музыки;

2)аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);

3)суггестивная, связанная с внушением;

4)пронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;

5)физиологической и психологической разрядки (крик, топанье и т.п.);

6)идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;

7)рекреативно-гедонистическая, связанная с получением удовольствия от слушания музыки;

8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.

Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

И хотя джаз в настоящее время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, он она станет выполнять все указанные функции.

Говоря о современном уроке музыке, нужно говорить о музыкальной технологии, которая должна опираться на этапы:

1) подготовительный – предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;

2) обучающий (информационно-познавательный) – предполагает ознакомление учащихся с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочное время;

3) развивающий (активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока.

Комплекс компонентов музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можно описать так:

1. опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностей и мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированных установок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;

2. опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;

3. знания - о духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Работа логопеда с речевыми нарушениями у умственно отсталых детей
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью самыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлектор-ных связей, что обусловлива ...

Формы и методы гражданского воспитания учащихся
С незапамятных времен в системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Невозможно уча, не взращивать те или иные качества в личности, или поучая, не пытаться чему- то научить. Но ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственны ...

Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru