Воспитание школьников средствами классического джаза

Статьи о педагогике » Воспитание школьников средствами классического джаза

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.

В настоящее время, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей и подростков. Однако реальная школьная практика свидетельствует о направленности современного общего образования в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб их духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Вместе с тем, следует отметить, что музыка занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях.

Об этом уже неоднократно говорили ведущие педагоги и психологи, а также педагоги-практики. Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первой половине прошлого столетия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина и др., продолжено такими выдающимися учеными и педагогами-исследователями, как В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Т.Е. Вендрова, В.Д. Остроменский, Л.М. Кадцын, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова и др., отражено в работах самых последних лет (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Л.А. Ежова и др.).

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящий момент, на наш взгляд назрела необходимость сносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в школе. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.

Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.

Таким образом, объектом исследования в нашей работе является воспитательный процесс на уроке музыки.

Предмет исследования: влияние элементов джазового стиля на формирование музыкального вкуса учащихся.

Основная цель нашей работы заключается в том, чтобы разработать теоретические основания и методику воспитания внимательного отношения к музыке и развития способности глубокого осознания смысла музыки на основе внедрения в процесс музыкально-теоретического обучения на уроках музыки элементов джазового стиля.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;

- выявить особенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал;

- проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;

- проанализировать результативность такого урока.

Практическая значимость нашей работы, заключается, на наш взгляд в теоретическом и практическом обосновании применения джазовой музыки на уроках как одного из средств формирования общей художественной культуры у подростков.

Еще о педагогике:

Специфика формирования математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
Установлено, что специфические особенности развития когнитивной и речевой сфер у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловливают своеобразие формирования математических представлений и навыков счетной деятельности (Л.Е. Томме). Среди нарушений процесса овладения математическими по ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Адаптация в детском саду
Подсознательно, в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно и хочется играть с детьми. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru